Я обычно помню почему захотел прочитать ту или иную книгу, но даже не знаю какими путями «Киномания» оказалась у меня. То есть я помню, что мне её подарили, потому что книга попала в мой список «Хочу», но как этот монстр почти в тысячу страниц мелким шрифтом там оказался - понятия не имею, ведь за пару лет, пока книга ждала своего часа на моей полке, я не слышал вообще ничего не про неё, не про автора, и ни разу не видел её в книжных.
⠀
Уже начав читать я понял, что вероятно вышел на роман благодаря «Ночному кино» Мариши Пессл, которая очевидно позаимствовала образ своего Кордовы именно отсюда, его схожесть с Максом Каслом из «Киномании» никак не спишешь на совпадения - слишком уж много общих деталей. Да и завязка у романов в общем то одинаковая – главный герой начинает гоняться за таинственным режиссером фильмов-хорроров, которые оказывают на людей чуть ли не гипнотическое влияние. Но мотивы у главных героев разные, и сами герои абсолютно разные, да и вообще у Пессл получился крепкий, мрачный, и сбалансированный детектив, а у Рошака… Ну, в общем-то, тоже детектив, но совсем другого рода. Никаких тебе убийств, погонь, и сбора улик в Богом забытых уголках мрачного Нью-Йорка. Вместо Нью-Йорка тут солнечная Калифорния, вместо мрачных уголков здесь старый зал кинотеатра, а вместо изучения улик – углубленный курс истории кинематографа. Для усердных читателей, которые не прочь постоянно заглядывать в раздел комментариев, занимающих здесь аж шестьдесят страниц, книга может стать настоящей энциклопедией истории кинематографа. Я, увы, не из таких, ненавижу постоянно скакать в конец книги за пояснениями, но некоторые любопытные факты из книги так или иначе узнаешь.
⠀
Но, поскольку это все-таки не энциклопедия, главное в книге сюжет, и он тут хороший, интересный, временами увлекательный, но при этом просто чудовищно неспешный. Такое ощущение, что Рошак специально пытался играть на контрастах. Вот пара десятков страниц с мрачной атмосферой, а теперь пара десятков страниц про интимную жизнь героя. Вот пара глав про пугающие фильмы, которые в пору читать зловещим голосом с фонариком в темноте, а вот пара глав про кинематограф, написанные с занудностью монотонно бубнящего учителя на лекции. Вот вечеринки, вампиры, секс, и рок-н-ролл, а вот монахи-заговорщики, сиротские приюты, и истории про апокалипсис и половое воздержание. ⠀
⠀
Сюжет продвигается медленно, резко меняя настроение и атмосферу, и только к последней сотне страниц действительно разгоняется, подсовывая неожиданные повороты, но удивительно – при всей этой неспешности читается всё равно с интересом. Каким-то волшебным образом история крепко цепляет, и закрывая книгу посреди скучноватой главы уже через пять минут начинаешь думать «А что же там дальше?», и возвращаешься к чтению. Я часто ругаю и куда менее растянутые книги, но вот «Киноманию» ругать абсолютно не хочется. Да, у нее есть минусы, но она с легкостью их компенсирует своим очарованием, благодаря которому её просто приятно читать.
Магия кино. «Киномания» Теодора Рошака.
11 марта 202011 мар 2020
240
2 мин
1