В конце зимы – начале весны в периоды захода в притоки и речные затоки многочисленных стай крупной белой рыбы количество багрильщиков растет быстрыми темпами. И эти многочисленные дикие случаи направленного багрения часто творятся у всех на виду!
Часть рыбаков ловит честно, в основном безнасадочными мормышками. А другая часть багрит – балансирами, болдами, вовсю компрометируя эти приманки как таковые, хотя они ни в чем не виноваты.
Ничего не придумываю, не приукрашиваю – регулярно своими глазами вижу, как происходит багрение рыбы, переживаю, злюсь из-за того, что ничего не меняется. Могу поругаться с такими личностями, когда вижу, как браконьеры калечат рыбу, и на этом все заканчивается. Стыдить таких людей – без толку. Они заносчивые, высокомерные, считают себя этакой крутой кастой рыбаков, которые всякой ерундой не занимаются, а серьезно добывают крупную рыбу, гордясь этим.
Бывает, достану небольшую плотвичку, и краем глаза вижу – идет эта шакалья стая и кое-кто из них еще и посмеивается: «Не бойся, мы твою рыбу не выловим». Конечно, им мелочь не нужна. Но если выхватишь приличного язя или плотву – мигом обступят. Или сами отыщут, воспользовавшись подводной камерой, эхолотом, помогающим вовремя зафиксировать подход крупняка под лунку и дернуть его за брюхо.
По открытой воде картина не лучше. Откровенное живодерство процветает на плотных скоплениях леща. Типа прогрессивный «лещовый спиннинг» стал развиваться полным ходом. Ага, прогресс так и прет в виде джиговой балды со здоровенными крючками, на которую лещи так замечательно «клюют» хвостами и боками…
Этой весной прошел слух, что неподалеку на реке отлично ловится спиннингом лещ, окунь, густера. Поехал посмотреть на эти «снасти»: на конце балда с двумя крюками, перед ней на леске привязан тройник. Забрасывают на максимально возможное расстояние и тянут к берегу. Получается банальная снасть для багрения рыбы, и на нее действительно «клюет», особенно хорошо поздними вечерам уже в сумерках…
Некоторые багрильщики совсем уж страх потеряли, от реки буксиром не оторвать, к ним уж приезжали прямо на берег, забирая рыбу, а они дальше рыбу багрили.
Проблема злостного багрения во многом «замыливается» тем фактом, что в местах плотного скопления рыба ненароком багрится у многих, особенно у спиннингистов – цапнуть леща за хвост – в порядке вещей. Но тут не надо путать понятия.
Лещи нередко багрятся при целенаправленной ловле щуки, окуня, жереха в местах обитания хищника, куда подходит и крупная бель. Это непреднамеренное багрение может вызывать у человека разные эмоции.
От досады из-за поимки непрофильной рыбы неправильным способом, и она может отпускаться, если не сильно покалечена. До большой радости, что поймал крупную рыбину, особенно если сегодня клева нет, и будет что пустить на жаренку. В любом случае эта рыба не багрится целенаправленно в больших количествах – это случайность, этакий рыбацкий прикол. И самое главное – много так не набагришься, не принесешь вреда водоему.
Другое дело направленное багрение с соответствующими снастями. Говорить, убеждать, предлагать таким людям перевоспитаться – бесполезная затея, иначе нормальные рыбаки вели с ними беседы бесконечно, предлагая стать на честный путь. С таким живодерами нужно поступать, как и с догхантерами, выявляя их, преследуя по закону, и по рыбацким понятиям. Но судя по сложившейся обстановке, коренным образом переломить ситуацию сможет лишь команда сверху, только так можно прижать живодеров к ногтю. Ведь основные скопления рыбы на реках общеизвестны, браконьерят конкретные люди в конкретных, одних и тех же местах, и ничто не препятствует репрессивным мерам природоохранных структур.
Надо помочь местным инспекциям дополнительными кадрами, хотя бы временно, и регулярно дежурить на реке, проводя массовые рейды, тотальные зачистки с «мордой о капот» - пусть начинают хотя бы бояться, спрятав наглые ухмылки. А затем «добивать» багрение планомерно, последовательно, согласно букве закона. Здесь и придумывать ничего не надо, ведь за такие вещи ответственность предусмотрена, штрафы приличные за причиненный ущерб. Хотя, при всем своем оптимизме, думается мне, что багрение рыбы и дальше будет процветать – запретный плод для многих несознательных личностей сладок.
А что предлагаете вы, дорогие читатели, чтобы искоренить это зло?