Под кайфом и в смятении
Историю молодёжных субкультур принято начинать с битников (США), тедди-бойз, модов (Великобритания) и стиляг (СССР), то есть с послевоенного времени. На самом деле уже в 30-е годы появляются первые неформальные объединения на почве любви к джазу и стильной одежде.
О зутиз (США) и зази (Франция) мы поговорим как-нибудь потом. А вот об отвязной молодёжи, которая на свой страх и риск куражилась при Гитлере самое время написать.
Тема раскрыта чуть более, чем полностью в романе Олега Нестерова “Юбка”, там она получила своё художественное осмысление. Также существует ряд исследований.
В ответ на официальное регламентирование того, как должны выглядеть гордые сыновья и приличные дочери Третьего Рейха в 30-х годах возник противовес в виде “Пиратов Эдельвейса”, шлурфов и Swing kids (свингующей молодёжи).
Первые были самой радикальной субкультурой, остальные больше завязаны на моде и тусовке. Эти ребята часто попадали в “трудовые лагеря перевоспитания”, их прессовала молодёжь из Гитлерюгенда, “пиратами” плотно занималось Гестапо. Но ничто не могло задушить в ребятах тягу к свободе самовыражения.
Шлурфы и Swing kids
Фанаты американской и британской культуры. Их сленг состоял из англицизмов, а друг другу они давали клички на английский манер.
Самые популярные никнеймы для пацанов — “Фрэнк”, “Тедди”, “Бобби”, “Томми”, “Билли”, а для девчонок — “Микки”, “Блэкки”, “Кока”, “Тедди”. Ребята подражали в одежде министру Великобритании Энтони Идену, который в свою очередь одевался по моде, законодателем которой стал принц Уэльский. Главная отличительная черта — шляпа “Хомбург”.
Такой головной можно встретить в сериале “Семнадцать мгновений весны”, его носили пастор Шлаг и профессор Плейшнер. Другие атрибуты шика — зонт-трость и пальто-тренчкот (клетчатое — самый писк моды), из кармана которого непременно должна торчать американская и британская газета.
Девушки были ещё изобретательнее, они копировали голливудские образы, а также запрещённый в нацистской Германии образ “женщины-вамп” (настоящая арийская дочь и мать должна была одеваться скромно и не вызывающе).
Их называли “свингующими детками”, “куколками”, “джазовыми кошками”. Всё это шло в противовес скучному и серому стилю, единственному разрешённому.
Медсестра Мисси Васильчикова в своём дневнике иронично писала:
“Конечно, чтобы сейчас прослыть приличной девушкой, нужно напоминать комок глины”.
Шлурфы и Swing kids стекались в Гамбург, в котором дышалось как-то посвободнее, а там было много кафе, где можно было послушать джаз, потанцевать свинг. Расцвет субкультуры и период самого мощного притока туда молодёжи пришёлся на 1940 и 1941.
Потом власть запретила свинг и вообще лишила молодёжь возможности потанцевать в общественных местах
Свингюгенд
Это направление замешано на свободной любви и моде.
Неформальную молодёжь возмущало официальное воззвание:
“Каждая женщина Германии должна родить фюреру ребёнка”.
Юноши и девушки хотели жить свободно, любить и походить на голливудских звёзд. Девушки делали себе пышные причёски, носили длинные волосы (даже для девушек в Третьем Рейхе была регламентирована длина волос), брюки, мини-юбки (тогда такими считались юбки до колена и не ниже).
Они много взяли от французских зазу, которые во время режима Виши будут давать жару в оккупированной Франции. В ходу были тёмные солнцезащитные очки в белой пластиковой оправе, длинные мундштуки, а также лак для ногтей (который тоже официально считался вульгарным, как и губная помада). Чтобы лучше погрузиться в атмосферу тех времён, можно не только прочитать роман Олега Нестерова “Юбка”, но и посмотреть фильм Томаса Картера “Дети свинга” с Кристианом Бэйлом в главной роли.
Пираты Эдельвейса
Самая радикальная субкультура в Третьем Рейхе. Настолько, что даже после поражения нацистской Германии во Второй мировой и развенчания культа Гитлера, обыватели продолжали их считать простыми уголовниками. Чтобы не попасть в Гитлерюгенд, они бросали школы и сбегали из дома.
Средний возраст участников объединения — 14-17 лет, допризывной возраст. Они слушали джаз, носили длинные волосы, косили под ковбоев, носили значки с изображением цветов Эдельвейса, ходили в походы и даже во время войны свободно путешествовали по стране. Они же были способны доказать Гитлерюгенду свою правоту с помощью кулаков.
Во время войны они радикализировались. Участники движения писали на стенах домов антиправительственные воззвания, распространяли листовки соответствующего содержания, помогали евреям, остарбайтерам и советским военнопленным.
Промышляли фарцовкой, грабежом складов и магазинов. Их ловили, брили наголо, доставляли в полицию. На излёте войны, по приказу Гиммлера, состоялась публичная казнь 13 наиболее активных членов организации.
Писатель Гюнтер Грасс в своём романе “Жестяной барабан” посвятил им несколько глав, одного из главарей “Пиратов” он обозначил как Штёртебекера.
Их долго ещё считали обычными хулиганами и уголовниками, и только в 2003 году власти Кёльна признали их политическими борцами и жертвами нацизма. В 2004 году режиссёр Нико фон Глазов выпустил фильм об этой организации.
В главной роли сыграл русский актёр Иван Стебунов, а съёмки проводились на задворках Питера, где была подобрана наиболее подходящая натура.