Найти тему

Кровь и печеньки: мой Берлинале-2020

Оглавление

В этом году в четвертый раз ездил на Берлинский кинофестиваль. Кажется, рекордно мало посмотрел, но про многое — во всяком случае, более-менее достойное — написал. По ссылкам можно почитать развернутые тексты или как минимум абзацы, к каждому фильмы состряпал ёмкую характеристику, а также предлагаю послушать гонзо-подкаст, в котором встреченные на улицах, вокзалах и в кинозалах кинокритики делятся своими впечатлениями. Выпуск шумный, но вроде атмосферный — одним словом: фестивальный.

***

«Двадцатый век»

Отвязный и сардонический дебют Мэттью Ранкина, рассказывающий о реальном канадском премьер-министре Уильяме Лайоне Маккензи Кинге в формате сновидческой и абсурдистской стилизации под кинематограф начала XX века. Микс Мэддина и Линча.

«Ширли»
Триллер-биография писательницы Ширли Джексон (Элизабет Мосс), написавшей
«Призраки дома на холме», о кошмарах женщины в обществе и переносе реального в хоррор-сюжеты.

«Прописные буквы»
Основанный на доносах и объяснительных теле + спектакль режиссера
«Мне плевать, если мы войдем в историю как варвары» о суде над румынским мальчиком, который в 1981-м написал на заборе призыв к рабочим о борьбе за свои права.

«Женщина, которая убежала»
Новый фильм Хон Сан Су — примерно три аскетичных диалога о любви, браке, приоритетах и границах — не только в отношениях, но и во всем.

«Никогда, редко, иногда, всегда»
Трогательный фильм о подростковом аборте от Элизы Хиттман (
«Пляжные крысы»), который напоминает «4 месяца, 3 недели и 2 дня», но действует не в Румынии Чаушеску, а в современной Америке — и описывает не столько контакт человека с бездушной системой, а персонально-универсальный опыт (за этот странный стык тут отвечает анкетирование, пункты которого вынесены в название).

«Двадцатый век»
«Двадцатый век»

«Мальмкрог»
Разговорный трехчасовой фильм великого румынского режиссера Кристи Пую («Сьераневада», «Смерть господина Лазареску») по мотивам текста философа Владимира Соловьева.

«Дни»
Медитативный видеоарт Цай Минляна о течении жизни, любви мужчины и юноши, а также о том, как человеческий опыт складывается из незначительных деталей буквально по кадру.

«Могул Маугли»
Взрывной фильм о пакистанском рэпере (Риз Ахмед), который идет к самоидентификации не через творчество, а через болезнь.

«Увертюры»
Наивный, но изобретательный фильм о гаитянской революции, точнее — о том, как она становится частью опыта современной молодежи (в наборе — рэпчик, постановочные разговоры о тонких материях и немного мистики).

«Первая корова»
Очаровательный вестерн Келли Рейхардт («Обход Мика») о брутальной Новой Англии, где, оказывается, можно было выжить при помощи дружбы и печенек.

«Могул Маугли»
«Могул Маугли»

***

«Записки из подполья»
Австрийский док про злые улицы 1960-х.

«Чужак»
Аргентинский хоррор про токсичные отношение и поиск собственного голоса оперной певицей/актрисой дубляжа.

«Всплеск»
Энергичный триллер с Беном Уишоу про канонаду кризисов — возрастной, социальный и экзистенциальный; микс
«Джокера» с «Хорошим временем».

«Слуги»
Черно-белый словацкий триллер о выборе, кому служить: Богу или государству. Основано на реальных событиях. Как и в «Прописных буквах» Жуде за происки Запада отвечает радио «Свободная Европа».

«Котлован»
Собранный из видеообращений к президенту док о России как бездне отчаяния, дурости, ложной надежды и непростой жизни.

«Всплеск»
«Всплеск»

«Сон»
Запутанный немецкий хоррор с Сандрой Хюллер (
«Между рядами», «Тони Эрдманн»), где дурные сны, наследственность, мистические боровы и эхо войны замешаны в занятных пропорциях.

«Несчастье родиться»
Ханекевски отстраненный австрийский слоубернер со слабо раскрытыми элементами сайфая, но с обилием болезненных тем: гендер, абьюз, множественное насилие, боль быть человеком.

«Мама, мама, мама…»
Аргентинский соулмейт
«Девственниц-самоубийц», рассказывающий о взрослении, потерях и сестринстве на подступах к формату «для зумеров».

«Ундина»
«Форма воды» в формате берлинской школы: много отстраненности и мелодраматизма, большая тема — архитектура ГДР и ФРГ как невозможность отпустить прошлое.

«Убей это и покинь этот город»
Всратый польский мультфильм, нарисованный в стиле «скучаю на уроке» (но композиционно и монтажно сложнее и изобретательнее), бездна отчаяния от потери близких и давящее варево воспоминаний. Режиссер за время работы над проектом потерял родителей и несколько близких друзей.

«Сон»
«Сон»

«Бег детей» (Kids run)
Еще один парафраз «Хорошего времени» — теперь про брутального немецкого детину, который хочет воспитывать детей и нормально работать, но общество и дурной характер мешают принять слабую роль в этой безжалостной игре.

«Соль слез»
Про новый фильм Филиппа Гарреля интереснее читать рецензии его поклонников, чем смотреть на выхолощенные мучения юноши меж трех дев, что обозначает тоску по уходящей оригинальности и рукодельности мира.

«Сибирь»
Утомительный фантазм режиссера на тему собственных страхов, с парой эффектных сцен и морем общих мест.

«Неизбранные дороги»
Хавьер Бардем в новом фильме Салли Поттер показывает, как человек с деменцией существует в нескольких временных отрезках, некоторые из которых на самом деле и вовсе фантазии о неслучившихся жизненных сценариях. Отличная тема, глянцевое исполнение.

«Мой год Сэлинджера»
Фильм открытия про девушку, которая несколько раз общалась с Сэлинджером и разбирала его почту, параллельно мотивируя всех делать то, что они мечтают. Читать можно было закончить на фразе «Фильм открытия».

«Ундина»
«Ундина»

Не досмотрел:

«Шарлатан» Агнешки Холланд (основанный на реальных событиях байопик про лекаря в послевоенной Польше; довольно стремительно исчезает интерес его смотреть, а не читать про)

«Красная Луна» (занятный аргентинский фильм о дамбе и возвращении душ с того света, который разгоняется так медленно, что становится обидно опоздать на какой-то более изобретательный фильм; этим фильмом, увы, стал Гаррель)


Вне конкурса:

«ДАУ. Наташа»
Самый спорный фильм/проект фестиваля, отношение к которому трудно выразить в одной строчке. Если вкратце — средний фильм из нулевых с сомнительной историей производства и еще более сомнительной шумихой вокруг.