Лоукост-авиаперевозчики - вещь довольно противоречивая. С одной стороны, низкие цены на билеты, с другой - масса неудобств, вроде ограничений по ручной клади, неудобного времени вылета и прилётов в отдалённые аэропорты за рубежом.
В начале марта 2020 года мне довелось воспользоваться услугами Pegasus Airlines - турецкого лоукостера и, по совместительству, второй по размеру авиакомпании в Турции.
Это был мой первый полёт зарубежной низкобюджетной авиакомпанией и второй полёт лоукостером в принципе: до этого я один раз летал "Победой" из Ростова-на-Дону в Тбилиси. Тогда у отечественного лоукостера действовали другие нормы провоза ручной клади и багажа, нежели сейчас, и никаких проблем при перелёте у меня не возникло. Возможно поэтому при полёте на "Пегасусе" я невольно проводил параллели с "Победой" и пытался понять: окажется ли он таким же требовательным или будет более лояльным к пассажирам.
О ценах
Это, пожалуй, самый важный фактор, когда речь заходит о низкобюджетных авиакомпаниях. Билеты по маршруту Минеральные Воды - Стамбул - Минеральные Воды, приобретённые на распродаже несколькими месяцами ранее, обошлись в 10 тысяч рублей на двоих. Это был самый дешёвый, базовый тариф в который входит только ручная кладь весом 8 кг. Ещё в 2 тысячи обошёлся выбор мест на обоих рейсах. Конечно, можно было бы обойти и без этого, но уж больно я люблю летать возле иллюминатора.
О ручной клади
Теперь о той самой ручной клади (этот момент порадовал меня больше всего). Официально допустимые габариты ручной клади у Pegasus 55 x 40 x 20 при весе в 8 кг (для сравнения: у "Победы" габариты 36 x 30 x 27, вес неограничен).
По факту народ тащил в салон баулы просто неимоверных размеров, никаких калибраторов ни в аэропорту Минеральных Вод, ни в аэропорту Стамбула не было.
Впрочем, это не значит, весь свой багаж можно было взять в салон, на посадке в самолёт на обратном рейсе в аэропорту Стамбула при мне несколько человек всё же заставили сдавать вещи в багаж. Но когда тащишь на борт два огромных чемодана, стоит предположить, что даже обычная, не лоукост-авиакомпания, отправит их в багажное отделение.
О самолётах
Из Минеральных Вод в Стамбул я летел на Airbus A320 NEO TC-NBC, выпущенном в сентябре 2016 года. На NEO я прежде никогда не летал и могу сказать, что ремоторизированная версия значительно тише классических собратьев. Пока A320NEO самый тихий самолёт, на котором мне доводилось летать.
Поскольку самолёт почти новый, салон в идеальном состоянии. Кресла кожаные, не откидывающиеся, как и положено лоукостеру. Пространства для ног полно: при росте 180 сантиметров я комфортно разместился даже с учётом того, что убрал рюкзак под кресло, а не на багажную полку.
На обратный рейс из Стамбула в Минеральные Воды поставили Boeing 737-800 с номером TC-CPR - видавший виды борт, за свои 12 лет жизни успевший полетать в индийской SpiceJet, прежде чем был арендован Pegasus. На контрасте с A320NEO двигатели у 737NG, конечно, ощутимо громче, но дискомфорта это не доставляло.
Потрёпанный за годы эксплуатации салон Boeing 737 с потёртыми креслами на деле оказался удобнее, чем в A320, хотя внешне мало чем от него отличался. Плюс в 737-м откидывались кресла - для двухчасового перелёта мелочь, но всё равно приятно.
Об экипажах
К экипажам, что к лётному, что к салонному, претензий никаких на обоих рейсах. Разве что уровень английского и у пилотов, и бортпроводников оставлял желать лучшего, но и моё владение инглишем сильно далеко от идеала, так что не мне судить.
Что касается работы пилотов, то оба рейса прошли без происшествий. Посадки мягкие, что в Стамбуле, что в Минеральных Водах, где погодные условия были не самыми приятными (низкая облачность в сочетании с порывистым ветром). В памяти, конечно, всплывали истории с выкатами "Пегасусов" на посадке (в январе 2018 года в Трабзоне, в 7 января 2020 года в Стамбуле и ещё одна в Стамбуле 5 февраля 2020 года, закончившаяся катастрофой), но всё обошлось.
О полётах
Рейс из Минеральных Вод в Стамбул вылетает в 03.40, что с одной стороны жутко неудобно, ведь даже если зарегистрироваться онлайн, в аэропорту всё равно нужно быть не позднее половины третьего ночи, а значит поспать нормально не удастся. С другой стороны, в Стамбул самолёт прилетает в 6 часов утра, а значит в запасе будет ещё целый день.
Из Стамбула в МинВоды вылет в 22.40, что опять же оставляет почти целый день на отдых, но с другой стороны оборачивается поздним прибытием - в 00.40. Добавьте к этому очереди на паспортный и таможенный контроль и из аэропорта вы выйдете в лучшем случае через час после прилёта.
Что касается пунктуальности, то из Минеральных Вод наш самолёт вылетел с задержкой в 17 минут что, судя FlightRadar24, нормально для этого рейса. Прилетели в итоге на 6 минут раньше заявленного времени.
На обратном пути задержка составила 28 минут, судя по всему из-за позднего прибытия самолёта из предыдущего рейса. В расчётное время вылета самолёт только поставили к гейту, после чего представители авиакомпании периодически наведывались на борт, однако пассажирам так ничего и не объяснили. Несмотря на почти получасовую задержку, в Минеральные Воды самолёт прилетел всего на 6 минут позже, чем рассчитывалось.
О еде
Если даже классические авиакомпании стали отказываться от кормёжки пассажиров на коротких рейсах, то что уж говорить о низкобюджетных перевозчиках. Вся еда на борту Pegasus только за деньги, заказать себе перекус можно как на земле (во время покупки билета или регистрации на рейс) или в воздухе, непосредственно у бортпроводников.
Бесплатную воду в полёте тоже не наливают. Хочешь пить - доставай кошелёк.
Что в итоге?
В заключение могу сказать, что впечатления от полёта "Пегасусом" только положительные. Низкая цена на билеты (пусть и по акции), не жёсткие нормы провоза ручной клади, удобные салоны - эти плюсы лично для меня компенсируют возможные минусы. Надеюсь в Pegasus Airlines не будут ужесточать правила, ибо пока для полётов в Турцию с Юга России лично для меня они безусловный фаворит.
***
Больше материалов про авиацию можно увидеть в моём канале, а мои фотографии 📷 (на авиационную тематику и не только) можно увидеть в моём Telegram.
Материалы по теме:
Самый короткий рейс "Суперджета": 48 минут в полёте
Рассвет над Кавказом: полёт по цене экскурсии
На чём летали в Крым в 2014 году
Как я первый раз "Победой" летал
Airbus A350: снаружи, внутри и в воздухе
Прилёт исполина: Boeing 747 в аэропорту Минеральных Вод