Найти тему
Невероятные Механизмы

"Грузовик-мутант" - двухмоторный ЯГ-НАТИ-2М

Автомобильная промышленность СССР практически всегда испытывала недостаток в надежном мощном двигателе. И если маленькие грузовички и легковушки как-то еще справлялись, то, когда в начале 30-х годов возникла необходимость в большом и мощном грузовике, движка (своего, не заграничного) для него просто не нашлось.

Собственно, задача была поставлена и к решению ее подключились специалисты Завода опытных конструкций НАТИ. В 1933 году по проекту А.Н. Островцева, Б.М. Фиттермана и А.А. Липгарта был собран опытный образец, получивший название ЯГ-НАТИ-2М. Кроме того, что собрали его из частей разных машин (в частности из грузовиков ЯГ-10 и ЗиС-3), это чудо инженерной мысли имело два двигателя.

-2

Почему такое решение показалось технарям заманчивым понять можно – два двигателя найти можно, а вот разработать один мощный, да сделать, да испытания… Различные источники называют разные моторы: кто шестьдесят л.с., кто шестьдесят шесть, а иные семьдесят три. Отсюда, примерно опять же, грузовик ЯГ-НАТИ-2М обладал мощностью 120-146 л.с. Связаны такие данные с тем, что двигатели использовали ЗиС-овские, которые в это же время завод модернизировал, а именно - форсировал.

Работали двигатели каждый через собственную трансмиссию (иностранную, компании Brown&Lipe), а демультипликатор (разрабатывали инженеры НАТИ) крутил собственный задний мост. Интересным моментом было то, что обе коробки переключения передач управлялись только одной рукоятью.

-3

Несмотря на то, что на таком уровне согласование работы двигателей вроде бы было получено, тем не менее испытания весной - летом 1934 года показали общую неэффективность такой схемы – и двигатели и трансмиссии нагружались неравномерно, а настройка карбюраторов для совместной работы превращалась вообще «в колдовство».

Ну и главным оказалась стоимость грузовика, которая при наличии парных дорогих важнейших элементов оказалась чрезмерно высокой. Использование готовых рам и кабин, мостов и прочего от существовавших на производстве машин оказалось невозможным, требовалась существенная модернизация и доработка.

-4

Несмотря на «первый блин комом», грузовичок ЯГ-НАТИ-2М показал, что в принципе, двухмоторные машины создать для использования возможно, при доработке имевшихся результатов. И в 40-годах идея получила продолжение в виде уже полугусеничной техники – тягачах Я-11, АТ-8 и АТ-14.

Если вам понравился материал, пожалуйста, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Это не сложно и бесплатно, но очень важно для развития "НМ". Спасибо, что вы с нами!