Автомобильная промышленность СССР практически всегда испытывала недостаток в надежном мощном двигателе. И если маленькие грузовички и легковушки как-то еще справлялись, то, когда в начале 30-х годов возникла необходимость в большом и мощном грузовике, движка (своего, не заграничного) для него просто не нашлось.
Собственно, задача была поставлена и к решению ее подключились специалисты Завода опытных конструкций НАТИ. В 1933 году по проекту А.Н. Островцева, Б.М. Фиттермана и А.А. Липгарта был собран опытный образец, получивший название ЯГ-НАТИ-2М. Кроме того, что собрали его из частей разных машин (в частности из грузовиков ЯГ-10 и ЗиС-3), это чудо инженерной мысли имело два двигателя.
Почему такое решение показалось технарям заманчивым понять можно – два двигателя найти можно, а вот разработать один мощный, да сделать, да испытания… Различные источники называют разные моторы: кто шестьдесят л.с., кто шестьдесят шесть, а иные семьдесят три. Отсюда, примерно опять же, грузовик ЯГ-НАТИ-2М обладал мощностью 120-146 л.с. Связаны такие данные с тем, что двигатели использовали ЗиС-овские, которые в это же время завод модернизировал, а именно - форсировал.
Работали двигатели каждый через собственную трансмиссию (иностранную, компании Brown&Lipe), а демультипликатор (разрабатывали инженеры НАТИ) крутил собственный задний мост. Интересным моментом было то, что обе коробки переключения передач управлялись только одной рукоятью.
Несмотря на то, что на таком уровне согласование работы двигателей вроде бы было получено, тем не менее испытания весной - летом 1934 года показали общую неэффективность такой схемы – и двигатели и трансмиссии нагружались неравномерно, а настройка карбюраторов для совместной работы превращалась вообще «в колдовство».
Ну и главным оказалась стоимость грузовика, которая при наличии парных дорогих важнейших элементов оказалась чрезмерно высокой. Использование готовых рам и кабин, мостов и прочего от существовавших на производстве машин оказалось невозможным, требовалась существенная модернизация и доработка.
Несмотря на «первый блин комом», грузовичок ЯГ-НАТИ-2М показал, что в принципе, двухмоторные машины создать для использования возможно, при доработке имевшихся результатов. И в 40-годах идея получила продолжение в виде уже полугусеничной техники – тягачах Я-11, АТ-8 и АТ-14.
Если вам понравился материал, пожалуйста, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Это не сложно и бесплатно, но очень важно для развития "НМ". Спасибо, что вы с нами!