Найти тему

Запуск речи по ABA

 Таблица с возрастными и речевыми уровнями VB-MAPP
Таблица с возрастными и речевыми уровнями VB-MAPP

Я уже писала про запуск речи по классической методике. А теперь хочу рассказать про АВА.

Как вы уже знаете, в АВА проводят тестирование, где выясняют, слабые и сильные стороны коммуникации вашего ребенка. Все эти задания распределены по речевым уровням: 1-й - 0-18 месяцев, 2-й - 18-30 месяцев и 3-й 30-48 месяцев, см. таблицу.

Вне зависимости от возраста, ребенка будут учить тем навыкам, в которых наиболее существенные пробелы в нижних уровнях. Т.е. если Петенька произносит цифры от 1 до 10, но не умеет хлопать в ладоши и катать машинку, его будут учить хлопать в ладоши и катать машинку, а не счету от 10 до 20. Ну и там просить котлеты и конфеты.

Если ребенок кричит, катается по полу, дерется, то большую часть времени терапист будет уделять его поведению и прилежанию, а учить - уж как получиться.

Если ребенок в принципе неговорящий, да еще с признаками моторной алалии, то первый месяц ему будут подсовывать в основном неречевые задания. Это маленькая хитрость, они полегче и способствуют укреплению сотрудничества. Ребенок будет их выполнять и кайфовать от собственного успеха и вознаграждения. А речевые - по чуть- чуть в конце занятия.

Для маленьких выглядит примерно так: найти парные картинки, показать один предмет, например ложку, похлопать в ладоши, покатать машинку. Во время занятий высаживают на горшок, тоже входит в программу. И рисовать учат. И на швейной машинке вышивать. Шутка.

Речевые звуки для тоже особенные. Они выбраны не по онтогенезу, а по субстесту "Оценка ранних эхо-навыков", но, в принципе, онтогенезу не противоречат.

Для базового навыка предлагаются: а-а, бе-е, ам, ва-ва, оп, му, папа, мама, бай, ой, би-би, ав, ме-е, ай, фу, ту-ту, мой, баба, бух, не, пи-пи, бум, там, ух, ну-ну.

Ну и просьбы, просьбы АВА предлагает любого уровня сложности, причем называем вещи своими именами, никаких облегчений вроде: бибика, киса, ляля, хотя звукоподражания дают. Если неговорящий ребенок захочет попросить мороженное - пусть просит, хотя бы первым слогом "мо" или карточками.

Отношения здесь начальник-подчиненный. Логопед/терапист - начальник ребенок у него на конфетной "зарплате".

Обычно на первом-втором занятии терапист приучает ребенка к тому, что за сотрудничество он получает конфеты и прочие ништяки. В идеале еще к - жетонам. Первые занятия могут быть посвящены тому, что ребенок просто собирает жетоны и получает приз. Потом он эти жетоны об будет получать за выполненные задания. И только потом начинается настоящая учеба.

Жетоны и карточка с вознаграждением (шоколад). Взято из сети
Жетоны и карточка с вознаграждением (шоколад). Взято из сети

Долгонько? Скучненько? А что делать?!

Достоинства:

- система АВА ориентирована на детей с дефицитом социальных навыков, т.е. если ребеночек успел прослыть за необучаемого у классического логопеда, ему может подойти ABA;

- развитие ребенка здесь более сбалансировано, например, больше внимание уделено пониманию речи и моторной имитации, чего нет у обычных логопедов.

Про другие достоинства я уже накатала отдельную простыню.

Критика: Такие занятия отнимают много времени, содержат кучу специфических нюансов и прогресс по ним не быстрый. Чтобы понять, как работает игровая логопедия, достаточно раз 5 придти к логопеду на урок. Чтобы разобраться в ABA, нужно прочесть много книжек и посетить курсы. Там есть некоторые тонкие моменты, которые лучше знать.

Кроме того, у игрового логопеда занятия интересные, а ABA - не очень. Игривые дети, вроде моего, на первых порах пытаются с них соскочить.

Я предпочитаю третью, комбинированную систему, но о ней - в следующий раз.

Материалы по теме:

Запуск речи: что это такое?

Учим ребенка говорить: с чего начать? (про просьбы)

Ребенок не понимает речь: что делать? (про сенсорную алалию)

5 причин использовать в беседе с ребенком карточки ПЭКС

6 причин, по которым мне нравится ABA

6 причин. почему я ненавижу ABA

5 причин изучать ABA

Почему он не говорит? Запуск речи ребенка-аутиста (про тестирование, программу и речевые навыки)