В быту, в жизни, в разговорах на кухне ведется не мало разговоров о вечном, а именно — кто у кого своровал, сколько и зачем. Музыка, творчество не исключение. Хочется подчеркнуть, что заимствование — это не всегда плохо, ведь чужой материал — источник для создания чего-то нового, с претензией на оригинальность. Иногда получается удачно, иногда нет — вся суть творчества. Если не пробовать, не эксперементировать, не быть решительным, то зачем тогда, верно?
Плагиат — понятие, которое не нужно объяснять, и так понятно, что это такое. Но всё же кое-что сказать надо. Плагиат может быть в тексте песни или в музыке. Не всегда это дословно или технически одинаково (как в cover-версии, например). Можно не значительно что-то поменять, и всё — шито-крыто, я не у корыта. Однако иногда поймать на этом всё же можно. Челлендж для особо внимательных, так сказать.
Как было в случае с певицей Полиной Гагариной и песне «Кукушка» Виктора Цоя. Была украдена аранжировка Ольги Кормухиной и Алексея Белова. Г-жа Кормухина это заметила и подала иск против г-жи Гагариной. До сих пор судятся.
Флэшбэки — это отсылка к прошлому. Как это работает? Используется фрагмент композиции (не важно — музыкальный или текстовый) с целью призвать к чувству ностальгии или сыграть на аллегории (привычное значение в новом контексте). Если прием использован удачно, то аудитории нравится — она кайфует и подпевает, иногда даже не замечая сами флэшбэки. А если нет, то заимствование выглядит как цитата, не вызывая никакого эмоционального отклика в силу своей неуместности.
В случае с Тимой Белорусских отсылка заиграла по-новому, зажила, просто потому, что это нетленка. В качестве флэшбэка Тима использовал слово «девчонки» (яркое слово-атрибутика группы Руки Вверх!) в песне «Незабудка» (2018г.).
Плагиат или флэшбэк?
- Макс Барских — «Лей, не жалей»
В 2019 году состоялся релиз песни Макса Барских «Лей, не жалей». Она всем очень хорошо "зашла". Мелодичная, гармоничная, звучит — её напевают не только фанаты творчества Барских, но и бессознательно посторонние слушатели. А всё почему? Предельно простые слова, близкие к повседневности: устал-напился-забылся. Типично-русская тема. Казалось бы, причем тут Барских? Он же ещё и украинец. Молодой, сладких парниша, поющий о любви, пошел в народность. В пьянство и разгул.
Здесь как раз можно говорить о том, что Макс шагнул не на свое поле и адаптировался. Причем весьма удачно. Никто и не заметил. А всё потому, что поле мирное и дружелюбное — Барских зашел на территорию алкохардкорщиков The Hatters («Пей, себя не жалей», 2017 г.), которым тоже не чужды слова о любви.
Неизвестно, сознательно ли Макс Барских заимствовал строчку и смысл песни Шляпников, или это можно объяснить тем, что они живут и творят в одно время, в одной волне, а здесь повторения неизбежны.
- Дима Билан — «Про белые розы»
В 2019 году также появилась на свет песня Димы Билана «Про белые розы» в сопровождении с клипом.
Здесь всё очевидно. Флэшбэк на флэшбэке — и в музыке и в словах. Строчки из хитов: «Ах, эти белые розы» группы Ласковый май, «желтые тюльпаны» Наташи Королевой, «и снова ночь седая» Юрия Шатунова, «сибирские морозы» Владимира Кузьмина. Мелодическая структура — микс из этих композиций.
Это хороший пример того, что новое — хорошо забытое старое. Для непосвященных, так сказать. И Билан здесь новый — загадочный, брутальный, с хрипотцой в голосе. Ушла прежняя "козлиность" в голосе (повышенное вибратто на высоких нотах), с которой он "зашел" и которой раздражал в начале нулевых, появились мужественные тональности.
Сработала и ностальгия, и юмор, и мелодичность. Получилось уникальное произведение.
И Билан ведь не остановился на этом — выпустил сингл «Полуночное такси» и клип на него.
- NILETTO — «Любимка»
В 2019 году российский хип-хоп-исполнитель Niletto ворвался в чарты с песней «Любимка».
В этой композиции есть очевидные и неочевидные заимствования. Если бы их не было, трек бы просто так не "зашел". Во-первых, это строчка «Пьяный врач мне сказал» из песни Вячеслава Бутусова «Я хочу быть с тобой» (1987 г.). О большой и сильной любви, очень трагической. В новом контексте — в песне «Любимка» — этот флэшбэк просто потерялся, он не сработал и не очевиден.
Во-вторых, мелодика и манера исполнителя созвучна, опять же, с группой Руки Вверх! (у лидера группы Сергея Жукова растянутые и открытые гласные, и за счет улыбки он создает довольно позитивное, дружелюбное и немного гнусавое звучание).
В-третьих, в клипе есть отсылка к старой-доброй игре «Марио». Её все помнят и любят. А это уже игра на ностальгии.
Учитесь слышать и замечать!
Подписывайтесь на мой Telegram-канал с таким же названием