Лидия Васильевна Жербер не похожа на советских граждан. Она лазает по ночам из санаторной палаты в окно. Чтоб увидеть ночной сад. Декламирует стихи, вопреки храпу соседки. Встречает на море восход солнца. И ходит на встречу с чайками, как на работу.
В свои "за 50" Лидия Васильевна бодра, активна, любопытна к миру. Ходит с высоко поднятой головой. Следит за модой. Сопротивляется старости. И готова во всем увидеть повод для радости.
"Жить на свете, в сущности, довольно любопытно"
"Жить на свете, в сущности, довольно любопытно"
Она без устали "готовит лимонад", сколько б лимонов не подкидывала ей жизнь (помним, у неё погиб на фронте единственный сын, а муж ушёл к той, что помоложе).
В общем, живёт Лидия Васильевна явно поперёк русла. Потому, что убеждена: "правила устанавливают те, кому делать нечего".
А ещё она терпеть не может, когда её жалеют. И уж лучше приврет, лишь бы не плакаться.
Эта дама снисходительна к себе. А потому готова принять несовершенства других. И помочь, если нужно, в трудную минуту.
Под маской дурашливой клоунессы - щедрый, внутренне свободный и бесстрашный человек. Человек-вызов.
Родион Николаевич, напротив, человек нормы и долга. Он вроде памятника. Стоицизму.
Война лет 20 назад закончилась, а он так и замер в ней. Как муха замирает в куске янтаря.
Из Ленинграда человек перебрался под Ригу, чтоб жить рядом с могилой жены-врача, погибшей на фронте в самом конце войны.
Однолюб, он вырвал счастье из уравнения жизни. Остались работа. Да замужняя дочь, которая, будучи за границей, посещениями не балует...
Казалось бы, ну, ничего нет общего у чудачки-актрисы, коротающей пенсию в кассе цирка. И благополучного, но суховатого главврача санатория на рижском взморье. Но, чем больше общаются эти, такие полярные с виду люди. Тем больше родных черт находят друг в друге.
Родион Николаевич понимает, что быть счастливым, не значит предавать прошлое. А Лидия Васильевна соглашается не только отдавать свое тепло и заботу. Но и принять их от симпатичного ей человека. ... "И, может быть, на мой закат печальный, блеснет любовь улыбкою прощальной". И она блещет...
Драматург Алексей Арбузов посвятил одну из последних своих пьес современнице - выдающейся актрисе Марии Ивановне Бабановой, блиставшей в спектаклях Мейерхольда.
Мария Ивановна Бабанова,на крайнем снимке в спектакле Мейерхольда"Даёшь Европу"
Мария Ивановна Бабанова,на крайнем снимке в спектакле Мейерхольда"Даёшь Европу"
Она успела сыграть в "Старомодной комедии" в 1975. И даже приняла участие в радиоверсии. Последующие 15 лет спектакль был практически бенефисом семейной пары, великолепных Лидии Сухаревской и Бориса Тенина (тоже, кстати мейерхольдовца).
Союз прекрасных комедиантов - Лидия Сухаревская и Борис Тенин
Союз прекрасных комедиантов - Лидия Сухаревская и Борис Тенин
В постановке руководителя Театра им. Маяковского Андрея Гончарова пьеса обрёла прозрачную выразительность и музыкальность.
Герой соцтруда, народный артист СССР, завкафедрой режиссуры ГИТИСа Андрей Александрович Гончаров
Герой соцтруда, народный артист СССР, завкафедрой режиссуры ГИТИСа Андрей Александрович Гончаров
Что не удивительно. Ведь Гончаров - учитель великого Петра Фоменко, который сделал музыкальность смыслом актерского существования.
Ученик А. Гончарова, великий театральный режиссёр Пётр Наумович Фоменко
Ученик А. Гончарова, великий театральный режиссёр Пётр Наумович Фоменко
Музыку к спектаклю написал композитор классик Михаил Меерович (слева), известный по мультфильмам Юрия Норштейна
Музыку к спектаклю написал композитор классик Михаил Меерович (слева), известный по мультфильмам Юрия Норштейна
Неизвестно, как удалось Алексею Арбузову - сироте с дворянскими корнями, подхваченному вихрем революции, сделать героиней советской пьесы дочь присяжного поверенного, который впоследствии "служил у Котовского писарем и даже три раза чай с ним пил". Но как-то пронесло.
Драматург Алексей Николаевич Арбузов - создатель мира великих оптимистов
Драматург Алексей Николаевич Арбузов - создатель мира великих оптимистов
Воспоминания героев о сумасшедшей молодости, когда они спешили, то на Магнитку, то на Днепрогэсс, безусловно, автобиографичны.
Во время войны "Арбузовская театральная студия" стала фронтовым театром
Во время войны "Арбузовская театральная студия" стала фронтовым театром
Арбузов создал экспериментальный театр и мотался с ним по стране, а, когда началась война, выступал перед бойцами, на передовой.
Андрей Гончаров пришел в театр с фронта
Андрей Гончаров пришел в театр с фронта
Андрей Гончаров 23-летним добровольцем ушёл на фронт, сражался в разведке, пока не получил ранение и не демобилизовался по инвалидности. Так что, и для него тема войны личная.
Сама идея "Старомодной комедии" пришла Алексею Арбузову стихийно, при виде пожилой пары, которая шла по Арбату и чему-то от души веселилась. Из этого ощущения - что старость может быть приключением - и родилась пьеса, которую можно смотреть бесконечно.
Цитаты из спектакля: Вы могли бы меня спросить о чем-нибудь другом. А возраст... - это сугубо личное дело каждого гражданина СССР. Ничто так не укорачивает жизнь, как беспробудный сон. Можно пропустить массу любопытного. Женщина до последней минуты должна оставаться обольстительной. Сдаваться ей нельзя, ни при каких обстоятельствах. А они, между прочим, не часто встречаются, мужчины, достойные внимания. Все какие-то - ни то, ни сё. Так и хочется сказать: что ж ты, радость моя, блеклый? Тоскливенький такой? Знаете, о женщинах вообще трудно сказать что-ли о одобрительное. Когда вы бросили курить? Лет 15 назад. Слушайте, а может, вам снова приняться за курение, чтобы избавиться от этой пагубной привычки, сосать леденцы? Я ж о любви говорю. А вы что, не верите в неё, в игру страстей? Есть вещи, шутить, которыми преступно. Любовь святыня! Я говорю это как очевидец... Когда я впервые увидела вас, вы очень напомнили мне одного пуделя. Такой ворчливый был. Но дрессированный. И заметьте, у нас самые лучшие в мире клоуны. Прискорбно, однако, я совсем не слежу за клоунами. Решительно оторвался. ... Сосновский был дурак. Зачем же вы вышли за него замуж? Безумно полюбила. За что?! А этого никто не знает. Так, придумывают себе что-то... Как вы относитесь к походу в ресторан, где можно повеселиться, выпить шампанского. Возникнуть в новой причёске или наряде, до сих пор не надеванном? Прискорбно, однако у меня не составилось никаких твёрдых убеждений. Я за последние годы не только не появлялся в ресторанных залах. Но и в новых причёсках. ... Веселье полезно, это залог здоровья. Вы водрузите этот лозунг у себя в кабинете. Снимут. Кого? Сначала лозунг, потом меня. Ну вот что, а давайте поедем сейчас в Каунас. Э, нет, нас не поймут. Кто? А невеселые люди. Хорошо бы устроить отстрел невесёлых. Они не согласятся. Ничего, переживаем, симпатичных людей много вокруг. Один француз сказал: стареть скучно, но это единственный способ прожить долго. Жить долго не фокус, жить интересно, вот задачка. Бог знает, как мне не везет сегодня. И в довершении разошлась молния на чемодане. Теперь из него показываются самые невообразимые вещи. По-видимому, мне не следовало действовать так ожесточенно. Давайте выпьем за август. В какой-то мере, и за вас. Вы ведь тоже появились в августе. Вместе с дождями, восходами солнца, с кондитерской на углу старой Риги. Я жила..., ничего об этом не ведая… И вдруг! Все явилось. Наяву – вот, что самое смешное!… Этот август я рассматриваю как итог… Всего. Прощальный, так сказать, фестиваль. И спасибо его участникам. Урааааа! Вы разочарованы? Чему? Я оказалась болтушкой. Вы оказались... чудом!