Найти тему
Ностальгия по СССР и 90-м

5 крупейших авиакомпаний России, которые обанкротились

Оглавление
Знаменитый Тигролет Боинг-747 обанкротившейся Трансаэро
Знаменитый Тигролет Боинг-747 обанкротившейся Трансаэро

После распада СССР единственная союзная авиакомпания Аэрофлот распалась на множество региональных авиаотрядов, которые были реорганизованы в отдельные авиакомпании и начали независимую деятельность, хотя несколько перевозчиков были созданы практически с нуля и смогли подняться на ноги.

Однако большинство авиакомпаний 1990-х и 2000-х уже стали историей из-за неудачного менеджмента, не выдержав конкуренции с более крупными игроками или не выстояв в условиях кризисов в российской экономике с падением пассажиропотоков и ростом цен на авиакеросин.

Представляем вам 5 авиакомпаний новой России, которые входили в Топ-10 по перевозкам, но в конце концво пришли к банкротству.

Боинг-747 а/к Трансаэро
Боинг-747 а/к Трансаэро

1.Трансаэро (1990-2015)

Трансаэро в конце эпохи СССР стала первой частной авиакомпанией, созданной сыном министра радиопромышленности СССР Александром Плешаковым, с базовым аэропортом Домодедово. Интересно, что компания в отличие от других развивала свою деятельность с нуля, а не на базе бывших авиаотрядов с имевшимся парком самолетов. Сначала компания организовывала чартеры на взятых в лизинг самолетах Ил-86 Аэрофлота, а с 1993 года начала покупать собственные Боинги.

Постепенно она переместилась на вторую строчку в России после Аэрофлота по числу перевозимых пассажиров, а размер флота, в основном состоявший из Боингов-737, - 767, - 777 и -747 в лучшие годы превышал 100 самолетов. Перевозчик выполнял рейсы по более чем 150 направлениям

Авиакомпания постояно брала кредиты, накапливая долги, но с кризисами 1998 и 2008 годов ей удавалось справляться, продавая часть своих самолетов, однако в кризис 2014 года у авиаперевозчика появились серьезные финансовые сложности. Государство отказало компании в госгарантиях, и в октябре 2015 года компания превратила полеты.

Авиакомпания остается рекордсменом по авиабезопасности в России - за 25-летнюю историю с ее самолетами не произошло ни единого серьезного происшествия.

Боинг-737 а/к Трансаэро
Боинг-737 а/к Трансаэро

2.Sky Express (2006-2011)

Компания была создана ген. директором KrasAir и стала первым российским лоукостером задолго до Победы. Впоследствии контроль над перевозчиком получили структуры олигарха Олега Дерипаски.

Компания летала по России по гарантированно популярным маршрутам на небольшие расстояния до 2000 км на бэушных Боингах-737 без питания и с платным багажом, но за небольшую цену, используя лайнеры как автобусы по 8 часов в день.

В 2009 авиакомпания вышла на международные линии, организовав полеты на популярные европейские курорты. В то же время на перевозчика в последние годы часто жаловались из-за задержек и объединения рейсов, что в конечном счете привело к отзыву сертификата Росавиацией. Продолжить деятельность компании пытались на базе авиакомпании Кубань, однако через год и она обанкротилась.

Ту-204 в ливрее Внуковских авиалиний
Ту-204 в ливрее Внуковских авиалиний

3.Внуковские авиалинии (1994-2001)

Компания была создана после распада СССР и раздела имущества советского Аэрофлота на базе Внуковского авиаотряда, унаследовав 23 широкофюзеляжных лайнера Ил-86 и 23 Ту-154, а позднее первой освоила новые Ту-204. Компания одной из первых сменила ливрею своих лайнеров, перекрасив их в корпоративные красно-синие цвета, чтобы не быть похожей на Аэрофлот, когда многие другие просто добавляли надпись с названием компании. Контрольный пакет акций принадлежал государственному Росавиаконсорциуму. В 1997 году компания поглотила региональную Орел-авиа.

Воспользовавшись наследством из большого числа вместительных Илов, компания стала одним из лидеров чартерных рейсов 90-х годов на пляжные и горнолыжные курорты Австрии, Греции, Египта, Испании, Италии, ОАЭ, Тайланда и Турции, а также по регулярным внутренним маршрутам.

В период кризиса 1998-1999 годов у компании с менеджментом, оставшимся с советских времен, возникли финансовые сложности, сотрудникам перестали выплачивать зарплату.

В 1999 году велись переговоры с "Сибирью" о присоединении к ней хромающих "Внуковских авиалиний", но стороны не сошлись с кандидатурой директора объединенного авиапредприятия, и слияние приостановились. К 2001 году было принято решение обанкротить компанию, передав Сибири годные к полетам самолеты.

Боинг-777 а/к ВИМ-Авиа
Боинг-777 а/к ВИМ-Авиа

4.ВИМ-Авиа (2002-2017)

Компания, базировавшаяся в столичном Домодедово, специализировалась на чартерных перевозках туристов на популярные курорты Египта, Турции, Испании и т.д. и имела дурную славу из-за частых и длительных задержек рейсов по 10 часов и больше. В ее арсенале были Боинги-757, которые потом дополнили B-777, в лучшие годы флот компании был больше 30 лайнеров.

Первые 3 буквы представляли собой аббревиатуру ФИО основателя компании, заслуженного летчика Виктора Ивановича Меркулова.

В 2010-х авиакомпания активно развивала полеты внутри России, нарастив долю регулярных рейсов до 80%. После кризиса 2014 года ситуация в компании стала ухудшаться, задержки рейсов все увеличивались, а осенью 2017 приостановила деятельность из-за долгов за авиатопливо.

Ил-96 а/к КрасЭйр
Ил-96 а/к КрасЭйр

5.КрасЭйр (1991-2009)

Компанию,которая вначале называлась Красноярские авиалинии, создали на базе Красноярский авиаотряда с базовым аэропортом в Красноярске. Ее контрольный пакет принадлежал государству, а около 40% со временем консолидировал ген.директор Борис Абрамович и фактически единолично принимал бизнес-решения. В 1998 году название поменяли на более модное "КрасЭйр". Флот компании в основном состоял из Ту-154, Ил-86, а также у компании были несколько Боингов. Компания также контролировала красноярский аэропорт Емельяново и долгое время не пускала туда конкурентов, оставаясь монополистом в крае.

В 2004 году был создан альянс российских авиакомпаний под общим брендом AiRUnion со своей ливреей, в который входили "КрасЭйр", "Домодедовские авиалинии" и региональные компании "Самара", "Омскавиа" и "Сибавиатранс", при этом юридически оставаясь самостоятельными. Во всех этих компаниях Абрамович имел долю. Планировалось создать одну крупную авиакомпанию, но этого не произошло. Суммарно в распоряжении альянса было более 100 воздушных судов, а рейсы осуществлялись по 130 направлениям, в т.ч. международным. В 2007 году альянс занял 3 место в России по перевезенным пассажирам.

В кризисном 2008 году альянс столкнулся с финансовыми сложностями и долгами, из которых не смог выкарабкаться и обанкротился.

Понравилось? Поддержи канал:

👍 Ставь палец вверх и делись статьей с друзьями в соцсетях!

☑️ Подпишись и лови в ленте Дзена новые статьи, добавь канал в закладки Ctrl+D!

👉 Похожие статьи на канале: