Найти в Дзене
Василий Сидоров

К вопросу об управлении знаниями на современном этапе

К вопросу об управлении знаниями на современном этапе

Современный мир переходит на новый этап своего развития, базу которого составляет экономика знаний. Ее отличи­тельная особенность состоит в том, что знания играют в ней решающую роль, поскольку производство знаний является источником роста экономики.

На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании и орга­низации оперативной деятельности в промышленно развитых странах, уже приходится до 90% прироста валового внутреннего продукта. Это связано с тем, что конку­ренция, ориентированная на борьбу между материальными капиталами, постепенно исчерпала себя. Рынок товаров и услуг стал технически сложным. Для производства продукции используются комплексные информационные технологии, требующие специализированных зна­ний, эксклюзивные технологии, качественный послепродажный и гарантийный сервис. Конкурентоспособность современных компаний напрямую зависит от эффективного менеджмента, обладающего высокоорганизованным интеллектуальным капиталом и опытом управления всеми составляющими нематериальных активов, способных многократно увеличивать рыночную капитализацию организации. Рыночная стоимость компании в условиях «экономики знаний» приобретает размытый, вероятностный характер. Значит, появляется возможность для её целенаправленного формирования посредством управления нематериальными активами.

Корпоративные знания пополняются и обновляются в результате обучения сотрудников, проведения исследований, приглашения на работу профессиональных специалистов, анализа ошибок и использования различных методов работы. Для того чтобы система управления знаниями могла действовать, необходимо создать систему менеджмента, взаимодействующего на основе информационно-аналитических реше­ний. В такой системе новые знания быстро распространяются, а имеющиеся доступны всем специалистам и подлежат обмену.

Обмен знаниями означает постоянную циркуляцию знаний и информации в компании, в соответствии с корпоративными стратегиями и процедурами, с использованием инструментов обмена знаниями согласно организационным схемам. Формирование интегрированных баз данных в системе управления знаниями способствует выбору лучшего решения практически каждым сотрудником.

Подходы, применяемые в системах управления знаниями, значительно увеличи­вают прибыль компании за счёт сокращения потерь рабочего времени, повышения эффективности принимаемых решений и снижения рисков в реализации инноваций. Управление знаниями – это современный рычаг стратегического и тактического ме­неджмента, позволяющий руководителю максимально эффективно управлять самым ценным ресурсом организации. Для работы этого рычага нужна мощная организационная и технологическая поддержка, необходима выверенная концепция инновационного раз­вития компании, основанная на подготовке и переподготовке кадров.

В российской действительности, во-первых, многие предприниматели, инвесторы до сих пор боятся серьёзно работать с нематериальными активами и вкладывать в них денежные средства. Мотив – сложность в измерениях конкретных результатов, получении количественной оценки эффективности управления нематериальными активами. Во-вторых, управление интеллектуальным капиталом сопряжено с большей неопределенностью, а эле­мент творчества часто плохо соотносится с прагматизмом. Многим руководителям ясно, что система управления знаниями требует такой организационной культуры, когда все сотрудники увлечены поддержкой циркуляции корпоративных знаний. Но для этого при проектировании системы управления знаниями должны быть четко обозначены цели и задачи, что порой непросто. Большинство сотрудников воспринимает систему управления знаниями настороженно, поскольку они сознательно не хотят делиться своими личными знаниями и опытом, так как это их индивидуальное конкурентное преимущество в фирме.

Основным инструментом управления знаниями является образование. Интенсив­ное развитие сферы корпоративных образовательных услуг посредством использования информационных и инновационных технологий становится приоритетом современных компаний, особенно сетевых, поскольку им необходима трансляция услуг между цен­тром и периферией, притом одинаково высокого качества.

Корпоративное обучение должно представлять собой непрерывный процесс, встроенный в систему организационного развития персонала, только таким путем формируется «поглощающая способность» фирмы усваивать новые знания и технологии на постоян­ной основе, происходит ее трансформация в «самообучающуюся организацию», а затем и в «интел­лектуальную», где знания уже приносят доход, так как превращаются в интеллектуальный капитал, а следовательно, интеллектуальную собственность компании [2].

Корпоративное образование является лучшим инструментом трансформации организационного знания из неявного в явное. Компании инновационного типа должны стремиться к тому, чтобы часть скрытых знаний, поддающаяся фиксации, была максимально формализована. Одна из важнейших задач системы управления знаниями – найти способы, как это сделать.

Таким образом, экономический успех организаций основан преимущественно на динамично разрабатываемых и не­прерывно воплощаемых инновациях, на вовлечении в работу новых знаний. Поэтому реализация стратегий развития основывается на интенсивном применении инстру­ментов и технологий управления знаниями.

Как отметила Л.В. Лапочкина, «скандинавские страны достигли значительных успехов в построении экономики, основанной на знаниях. Важ­ным фактором их успешного продвижения в данном направлении становятся национальные инновационные системы (НИС). В экономически развитых государствах НИС опираются на институциональные условия, способ­ствующие ускоренному генерированию отечественных технологий, которые рассматриваются как важнейший ресурс coциально-экономического процветания.

Для обеспечения эффективного развития совре­менных НИС важно не только стабильное обильное финансирование, но и организация процесса инте­рактивного обучения людей и организаций в пределах НИС. Такие формы взаимодействия позволяют достичь «соответствия» между организациями и их сотрудни­ками, производящими знания, с одной стороны, и институтами, которые обеспечивают функционирование экономических процессов и процессов обучения, – с другой»[1].

Опыт скандинавских стран в массовом внедрении информационно- компьютерных технологий (ИКТ) уникален тем, что процесс информатизации изначально нацеливался не столько на повышение экономической эффективности компаний, сколько на повышение качества жизни людей. Это обстоя­тельство предполагает, что ИКТ полезно внедрять в жизнь всех людей, независимо от их социального положения, уровня образования и возраста. ИКТ должны одинаково широко использоваться и в высокотехнологичных отраслях, и в так называемых низ­котехнологичных –пищевой, текстильной. Оказалось, что формирование экономики знаний – это верный путь.

У скандинавского региона особенно высоки показатели количества граждан, регулярно пользующихся Интернетом для взаимодействия с общественными орга­низациями и органами власти, а также с банковскими структурами и компаниями, занимающимися электронной торговлей. Уровень информатизации корпоративного сектора тоже высок. Широко используются технологии дистанционного электронного обучения сотрудников компаний.

Хорошо развитая предпринимательская культура отражается на показате­лях реализации в бизнесе знаний и творческого потенциала, созданного обществом в образовательных и научных учреждениях. Подобной предпринимательское поведение открывает новые деловые возможности и значительно улучшает существующие продукты, услуги, организации. По сравнению с другими факторами инноваций предпринимательство – самый важный фактор инновационной мощности страны.

Отставание скандинавских стран от своих конкурентов по предпринимательской активности можно объяснить. Теми различиями в социаль­ных структурах регионов мира, которые предопределяют различия и в предпринима­тельской культуре. В частности, сильное влияние на предпринимательское поведение оказывают налоговые системы, а скандинавский регион имеет самые высокие ставки личных и подоходных налогов, налогов на бизнес. Крупнейшие англоязычные страны, ориентируясь в большей степени на либеральные принципы, налогообложение сводят до минимума, что стимулирует предпринимательскую активность. Это в полной мере относится и к воздействию на инновационные процессы.

В настоящее время правительства Дании, Финляндии, Швеции понимают необхо­димость поддержки государства, что может стимулировать предпринимательскую активность в реализации инновационного и творческого потенциала скандинавских компаний, осуществить коммерциализацию новаторских идей. Инициативное поведение скан­динавских граждан высоко, вопрос лишь в том, как извлечь из него максимум полезного. Очевидно, что экономический рост данных стран значительно вырастет, если предприниматели будут готовы взять на себя риски, но для этого нужны адекватные структурные условия, в том числе и налогообложение.

Однако важность увеличения количества высококвалифицированных и образованных ра­ботников в глобальной экономике, основанной на знаниях, пока должным образом не учтена в усовершенствовании структурных условий для образования за последний пятилетний период (как в Скандинавском регионе, так и в других инновационных регионах). Это относится и к среднему, и к высшему образованию, поэтому совершенствование институциональных условий для качественного изменения образовательных систем признано одной из важнейших задач.

Определённый застой в системах образования стал вызовом для Скандинавских стран. Образовательная система, производящая дипломированных специалистов, способных к работе с инновациями, в недалёком будущем не сможет удовлетворить потребности общества и бизнеса.

Таким образом, воздействие знания на рост экономики и благосостояния будет «зависеть от инициативного поведения высококвалифицированных работников. Создание знания – это сырьё глобальной эко­номики знаний. Задача правительств состоит в том, чтобы сфокусировать своё вни­мание и силы на критических направлениях повышения инновационной активности университетов и формировании благоприятной среды для инновационного бизнеса.

Глобализация экономики, особенно при интенсивном развитии информатизации, ак­туализирует именно проблему распределения знаний и Россия пока не на первом месте.