В 1941 г. правительство США обратилось к Harley-Davidson и Indian с заказом на разработку специального мотоцикла для ведения боевых действий в Северной Африке. Harley-Davidson представил на суд военных свою модель XA.
Создатель модели XA Джон Новак (John Nowak) практически полностью скопировал мотоцикл с немецкого BMW R71. Конструктивные особенности мотоциклов BMW как нельзя лучше подходили для войны в пустыне. Привод от вала способствовал лучшей проходимости, а оппозитное расположение цилиндров обеспечивало достаточное для жаркого климата охлаждение двигателя.
Оппозитный мотор модели XA был почти точной копией BMW. В Indian также вняли идеям германских мотостроителей, но пошли другим путем, развернув «родной» V-образный двигатель поперек рамы. При этом Indian, подобно Harley-Davidson, оснастил свою версию мотоцикла для пустыни приводом от вала и подвеской обоих колес.
В итоге Indian 841 постигла та же судьба, что и Harley-Davidson XA. Когда с конвейера сошли первые 1056 экземпляров, война в Африке закончилась.
Мотоцикл, однако, оказался очень удачным. Несмотря на его массу (256 кг) и размеры, он был легок в управлении, и после войны был запланирован выпуск гражданской версии. Этим планам не суждено было сбыться. Ненужные больше военным мотоциклы были распроданы гражданскому населению.
Экземпляр из собрания “Мотомира Вячеслава Шеянова” в течение долгого времени пылился в Американском военном музее.
За помощью в реставрации мы отправились в Санкт-Петербург. Восстановление Indian 841 добавило питерскому мастеру Юрию Котельникову немало седых волос. Один из цилиндров оказался на 0,5 мм длиннее другого. Часть металлических деталей обратилась в песок. В конце концов, реставратор решил выяснить, что же за мастер работал над мотоциклом до него. В результате поисков открылась любопытная информация о бывшем владельце мотоцикла, пожертвовавшим его для музейной экспозиции в США.
Им оказался Роберт МакКлин (1923-2008) – бывший президент Американской ассоциации антикварных мотоциклов, ветеран Второй мировой войны, один из героев легендарной битвы за Иводзиму.
В 1942 г., в самый разгар войны, 19-летний Боб МакКлин записался в морскую пехоту. В 1945 г. его отправили на Тихий океан, где в составе 4-й дивизии корпуса морской пехоты США МакКлину суждено было пережить одно из самых тяжелых сражений в истории американских морпехов.
Битва за Иводзиму – сражение между войсками Японской империи и США за остров Иото (Иводзима) в Тихом океане, начавшееся 16 февраля и завершившееся 26 марта 1945 г. победой США. Императорская армия Японии соорудила на острове мощную линию обороны, благодаря которой на протяжении месяца удавалось отбивать атаки противника. Это была не эффектная битва, а постепенное взламывание мощнейших оборонительных позиций, которые защищал упорный и сильный противник. Потери американцев составили около 7 тысяч убитыми и пропавшими без вести и около 16 тысяч ранеными. Японцы потеряли более 21 тысячи человек. Стоит особо отметить, что в плен к американцам попало всего 111 человек, из которых только 67 были японцами, а остальные – корейские рабочие, копавшие туннели.
Ночные кошмары мучили Роберта спустя десятилетия после войны. Ему снились глаза храбрых японцев, бросавшихся с утесов, но не сдававшихся. В них были и ужас, и честь, и отблески пламени его огнемета.
На стене кабинета в доме у МакКлина висит знаменитый снимок “Водружение флага над Иводзимой” с автографом автора – Джо Розенталя. Из шести солдат поднимавших флаг трое погибли на острове, трое других вернулись домой и стали знаменитостями. Роберт воочию наблюдал водружение флага и мог бы быть одним из тех шести. Но судьба не предоставила ему такого шанса.
Вернувшись на родину Роберт женился, завел детей и увлекся старинными мотоциклами. В 1970 г. МакКлин стал членом айовского отделения Американской ассоциации антикварных мотоциклов. Мотоциклы Роберт полюбил страстно. Он объехал полмира, принимая участия в слетах и пробегах, много ездил сам и обзавелся небольшой коллекцией. В 1983 г. Роберт МакКлин был избран председателем ассоциации и пробыл на этом посту до 2002 г. – почти 19 лет.
В 2008 г. Роберта МакКлина не стало. Он прожил удивительную жизнь, много сделал для движения ретро-мото-энтузиастов. Но он никогда не забывал о войне. Как дань уважения мужеству бывшего врага, рядом с известным снимком на стене кабинета МакКлина висел боевой японский флаг и Орден Восходящего солнца...
Использованы материалы статьи Сергея Дюльдина «Сражение за острова Иводзима (1945 г.)».
Интересное в "МотоМире"
• [ВИДЕО] М-72 — советская разработка или зарубежные технологии?
• Мотоцикл с двумя двигателями!
• Самая первая машина BMW в истории!
Дорогие друзья, ставьте лайк, подписывайтесь и делитесь нашими публикациями в социальных сетях — это поможет нам в развитии канала и создании новых интересных статей!
Спасибо за внимание!