Найти в Дзене

"Эхо войны": подарок от ветерана Второй мировой!

В 1941 г. правительство США обратилось к Harley-Davidson и Indian с заказом на разработку специального мотоцикла для ведения боевых действий в Северной Африке. Harley-Davidson представил на суд военных свою модель XA.

Harley-Davidson XA из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Harley-Davidson XA из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Создатель модели XA Джон Новак (John Nowak) практически полностью скопировал мотоцикл с немецкого BMW R71. Конструктивные особенности мотоциклов BMW как нельзя лучше подходили для войны в пустыне. Привод от вала способствовал лучшей проходимости, а оппозитное расположение цилиндров обеспечивало достаточное для жаркого климата охлаждение двигателя.

BMW R71 [источник фото: http://m-72.ru/motorcyle/6]
BMW R71 [источник фото: http://m-72.ru/motorcyle/6]

Оппозитный мотор модели XA был почти точной копией BMW. В Indian также вняли идеям германских мотостроителей, но пошли другим путем, развернув «родной» V-образный двигатель поперек рамы. При этом Indian, подобно Harley-Davidson, оснастил свою версию мотоцикла для пустыни приводом от вала и подвеской обоих колес.

В итоге Indian 841 постигла та же судьба, что и Harley-Davidson XA. Когда с конвейера сошли первые 1056 экземпляров, война в Африке закончилась.

Indian 841 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Indian 841 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Мотоцикл, однако, оказался очень удачным. Несмотря на его массу (256 кг) и размеры, он был легок в управлении, и после войны был запланирован выпуск гражданской версии. Этим планам не суждено было сбыться. Ненужные больше военным мотоциклы были распроданы гражданскому населению.

Indian 841 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Indian 841 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Экземпляр из собрания “Мотомира Вячеслава Шеянова” в течение долгого времени пылился в Американском военном музее.

За помощью в реставрации мы отправились в Санкт-Петербург. Восстановление Indian 841 добавило питерскому мастеру Юрию Котельникову немало седых волос. Один из цилиндров оказался на 0,5 мм длиннее другого. Часть металлических деталей обратилась в песок. В конце концов, реставратор решил выяснить, что же за мастер работал над мотоциклом до него. В результате поисков открылась любопытная информация о бывшем владельце мотоцикла, пожертвовавшим его для музейной экспозиции в США.

Indian 841 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Indian 841 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Им оказался Роберт МакКлин (1923-2008) – бывший президент Американской ассоциации антикварных мотоциклов, ветеран Второй мировой войны, один из героев легендарной битвы за Иводзиму.

В 1942 г., в самый разгар войны, 19-летний Боб МакКлин записался в морскую пехоту. В 1945 г. его отправили на Тихий океан, где в составе 4-й дивизии корпуса морской пехоты США МакКлину суждено было пережить одно из самых тяжелых сражений в истории американских морпехов.

Indian 841 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Indian 841 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Битва за Иводзиму – сражение между войсками Японской империи и США за остров Иото (Иводзима) в Тихом океане, начавшееся 16 февраля и завершившееся 26 марта 1945 г. победой США. Императорская армия Японии соорудила на острове мощную линию обороны, благодаря которой на протяжении месяца удавалось отбивать атаки противника. Это была не эффектная битва, а постепенное взламывание мощнейших оборонительных позиций, которые защищал упорный и сильный противник. Потери американцев составили около 7 тысяч убитыми и пропавшими без вести и около 16 тысяч ранеными. Японцы потеряли более 21 тысячи человек. Стоит особо отметить, что в плен к американцам попало всего 111 человек, из которых только 67 были японцами, а остальные – корейские рабочие, копавшие туннели.

Indian 841 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Indian 841 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Ночные кошмары мучили Роберта спустя десятилетия после войны. Ему снились глаза храбрых японцев, бросавшихся с утесов, но не сдававшихся. В них были и ужас, и честь, и отблески пламени его огнемета.

На стене кабинета в доме у МакКлина висит знаменитый снимок “Водружение флага над Иводзимой” с автографом автора – Джо Розенталя. Из шести солдат поднимавших флаг трое погибли на острове, трое других вернулись домой и стали знаменитостями. Роберт воочию наблюдал водружение флага и мог бы быть одним из тех шести. Но судьба не предоставила ему такого шанса.

Джо Розенталь “Водружение флага над Иводзимой”. Дополнительно указаны имена и звания шести солдат, поднимавших флаг.
Джо Розенталь “Водружение флага над Иводзимой”. Дополнительно указаны имена и звания шести солдат, поднимавших флаг.

Вернувшись на родину Роберт женился, завел детей и увлекся старинными мотоциклами. В 1970 г. МакКлин стал членом айовского отделения Американской ассоциации антикварных мотоциклов. Мотоциклы Роберт полюбил страстно. Он объехал полмира, принимая участия в слетах и пробегах, много ездил сам и обзавелся небольшой коллекцией. В 1983 г. Роберт МакКлин был избран председателем ассоциации и пробыл на этом посту до 2002 г. – почти 19 лет.

Роберт МакКлин с одним из своих мотоциклов
Роберт МакКлин с одним из своих мотоциклов

В 2008 г. Роберта МакКлина не стало. Он прожил удивительную жизнь, много сделал для движения ретро-мото-энтузиастов. Но он никогда не забывал о войне. Как дань уважения мужеству бывшего врага, рядом с известным снимком на стене кабинета МакКлина висел боевой японский флаг и Орден Восходящего солнца...

Использованы материалы статьи Сергея Дюльдина «Сражение за острова Иводзима (1945 г.)».

Интересное в "МотоМире"

• [ВИДЕО] М-72 — советская разработка или зарубежные технологии?

• Мотоцикл с двумя двигателями!

• Самая первая машина BMW в истории!

Дорогие друзья, ставьте лайк, подписывайтесь и делитесь нашими публикациями в социальных сетях — это поможет нам в развитии канала и создании новых интересных статей!

Спасибо за внимание!