Мотопутешествия всегда приносят множество эмоций. Это может быть целая гамма ощущений - счастье, свобода, обиды, разочарования (особенно если что-то происходит с мотоциклом), ощущение победы после преодоления неполадок, радость от солнца, раздражение от дождя. Да, многим комфортнее заказать автобусный экскурсионный тур по Европе, частично с ночными переездами, частично с ночёвками в отелях. С кормлением, заданным маршрутом, и возможностью после уплаты денег вообще ни о чём не думать и не волноваться.
Но я так не люблю. Мне нравится принимать активное участие в собственной жизни, в том числе в путешествиях. Мотоцикл даёт возможность ощутить это в полной мере.
В этой статье я расскажу вам об особенностях мотопутешествий по Европе, о ценах на питание, бензин и жильё, а также о некоторых нюансах пересечения границы с Евросоюзом.
Что такое автобусный тур? Это когда вы загружаетесь в автобус с толпой людей, которых впервые в жизни видите, и едете много часов. Едете долго, скучно, возможно - смотрите какой-то сериал на мониторе впереди салона, либо читаете/слушаете книгу, тупите в телефон, общаетесь с собеседником. Затекают ноги, затекает попа, в туалет только по разрешению во время плановой остановки. Потом вы несколько часов проходите границу. И спустя ещё какое-то скучное время безликой езды по автостраде приезжаете в первый населённый пункт смотреть достопримечательности. Вас ведут на экскурсию (при этом часто требуют оплату за посещение памяток, вход в которые БЕСПЛАТЕН изначально), после могут дать пару часов свободного времени - и дальше снова автобус, снова переезд. Вы привязаны к группе, у вас нет возможности задержаться дольше или изучить больше достопримечательностей. За один день часто можно "посмотреть" два-три города. Язык на плече, несёмся дальше, ночуем в отеле. Утром - повторить. Да, за несколько дней можно "увидеть" Польшу, Германию, Францию, Италию и вернуться домой. А точно ли увидеть? Или просто поставить галочку, что побывали там?
Моё идеальное путешествие - это 300-400 км за день, не больше. Чтобы не сильно устать. И потом подольше погулять в выбранном городе. Полюбоваться достопримечательностями. Залезть в "нетуристические" закоулки. Поужинать в каком-то маленьком ресторанчике. Заночевать. Возможно - еще часть следующего дня тоже полазить по городу. Посмотреть, как живут люди. Зайти в какой-то супермаркет. И только потом - ехать дальше.
Потому для меня идеальны мотопутешествия именно по Европе. Европейские страны в большинстве своём довольно густо населены. Каждые пару сотен километров вы встретите какой-то населённый пункт, история которого тянется чуть ли не из Средневековья. Старинная архитектура, узенькие улочки с разноцветными домами, красные черепичные крыши, готические костёлы с витражными окнами - всё это очень мило моему сердцу. Начиная с Западной Украины, и дальше продолжая Польшей, Румынией, Чехией и т.п. такие населённые пункты будут поджидать вас на каждом шагу. Гористая природа Татр, Балкан и Карпат подарит вам незабываемые серпантины, потрясающие пейзажи, чистейшие озёра и запахи хвойных лесов.
Но, самое приятное - что всё это за небольшие деньги!
- Цены на продукты в тех же Польше, Румынии или Чехии сравнимы с украинскими, а на многие позиции даже дешевле. Вы не потратите на еду больше, чем просто оставаясь дома на диване. В супермаркетах всегда можно купить бутерброды со свежей ветчиной, помидором и салатом. Йогурты, кефир, колбсаса, сыр, выпечка - всё это вкусное, дешёвое, и доступное. Супермаркеты в Восточной Европе встречаются буквально на каждом шагу. Даже маленький городок на 30-50 тысяч населения имеет несколько разных супермаркетов вроде Lidl, Kaufland, Jusk, Penny Market, Biedronka.
- Жильё? Страны Восточной Европы могут похвастаться более чем доступными ценами на ночлег. Около 10 евро за хостел, 30 - за двуспальный номер. В украинских Карпатах можно найти номер с удобствами в уютном домике из сруба с живописным видом на горы всего за 7 долларов с человека. Также в некоторых европейских странах разрешается ставить палатку практически где угодно - для этого не обязательно платить за кемпинг. Так, в Румынии постановка палатки ограничивается только возможной встречей с медведями, если вы планируете ночевать на серпантинах горных дорог. А вот чем дальше на Запад - тем с этим строже. За установку палатки в неположенном месте вас в лучшем случае "попросят" оттуда, в худшем - впаяют штраф. Поэтому там рекомендуется всё-таки заезжать на кемпинги, которые стоят также около 10€ за палатку.
- Сколько стоит бензин в Европе? В Украине его цена держится на уровне 0,8 евро. В Польше, Румынии и Болгарии лишь слегка дороже - 1,1€. В Чехии дотягивает до 1,3€. Ну и чем дальше на Запад - тем дороже. В Германии он уже будет по 1,4€, в Греции и Италии он дотянет до 1,6€, а в Нидерландах и Норвегии и вовсе по 1,8€. Но в тех странах и жильё в разы дороже, и даже еда. Поэтому мы с мужем предпочитаем пока что лишь Восточную Европу :) Кстати, учтите, что 92 бензина в Европе нет, так что если у вас старенькая техника, убедитесь заранее, что 95-й (а там он действительно 95-й) ей по зубам.
- Платные дороги. Они есть практически везде, но также практически везде цена для проезда мотоцикла ниже, чем для автомобиля. Но о конкретных ценах лучше узнавать заранее во время планирования маршрута, поскольку разные дороги могут стоить по-разному. К тому же, на автострадах примерно каждую сотню километров встречаются так называемые МАПы - территории с беседками, бесплатными туалетами с туалетной бумагой, а часто даже душевыми с горячей водой. Никаких киосков-магазинов-пирожков и прочей торговли при этом нет. Людей, кроме тех, кто остановился отдохнуть - тоже нет. Всё это содержится в чистоте, регулярно убирается. Иногда на территории МАПа может присутствовать заправка. Но я всё равно предпочитаю ездить по "обычным" дорогам - можно больше увидеть, изучить страну не только по "вылизанным" туристическим местам, посмотреть на настоящую жизнь обычных людей.
- Штрафы. В Европе они весьма ощутимые. Более того - обязательны к уплате. Так что скоростной режим нарушать не рекомендую. Эвакуатор за неправильную парковку ждёт вас с распростёртыми объятиями)). В Германии довольно строго относятся к езде по междурядью. Опять-таки, радует, что в некоторых странах Европы парковка для мотоциклов бесплатная, а часто даже разрешают парковаться на тротуаре.
- Цивилизация. Да, я знаю, есть много мотопутешественников, любящих забраться в е*ня, где на несколько сотен километров вокруг негде купить еды или воды, заправка происходит путём заливания непонятной бурды из канистры, а ночёвки - в грязных клоповниках без воды и с туалетом на улице. Честь им и хвала, но лично мне такой экстрим не подходит. Как я не понимаю тех, кто лезет на Эверест, так же я не понимаю стремления забраться подальше от цивилизации. Поэтому Европа - это моё. Тут цивилизация - в каждом маленьком населённом пункте. Тут "село" или "деревня" практически отсутствует в привычном для нас понимании. В той же Польше вы практически не встретите "хаты" с сараем, курятником и коровником на участке, а также огородом с картошкой прямо у входных дверей. У людей в частном секторе газончики, туйки, беседки, мангалы, цветники, альпийские горки, фонтаны с прудами, и прочие элементы ландшафтного дизайна. И это не какие-то "сливки общества", это самые обычные люди, которые ездят на работу. Картошку выращивают аграрные предприятия, свиней и коров - животноводческие фермы. Там уже не осталось бабуль, которые круглосуточно, с 5 утра, шушрат по хозяйству возле курей, свиней и коровы. Там бабули садятся в собственный автомобиль и едут в супермаркет за ветчиной, йогуртом и черникой. Вот такую цивилизацию я люблю. Вот по таким местам мне нравится ездить.
Какие же документы нужны для пересечения границы с Европой? Россиянам до сих пор нужно оформлять визу. А вот жителям Украины в этом плане повезло. С биометрическим заграничным паспортом вы без проблем можете просто сесть - и поехать в Евросоюз, а также некоторые страны Шенгенской зоны. Помимо загранпаспорта, мотоуристу понадобится совсем немного
- Пару сотен евро с собой (доказать, что вы не нищеброд и не на заработки едете);
- Медицинская страховка (могут и не спросить, но ведь вы её оформляете не "от ментов", а на случай, если что-то реально произойдёт);
- Green Card на транспортное средство - туристическая страховка мотоцикла (при въезде в ЕС тоже могут не спросить, а вот при выезде - запросто, и если её у вас не окажется, попадёте на штраф).
В ЕС нельзя везти некоторые рецептурные медикаменты, а также мясные, молочные продукты (в том числе колбасы и консервы). Крепкого алкоголя разрешается не более литра на человека, сигарет - не более двух пачек (40 штук). Также, помимо полного бака, можно везти 10 литров бензина в канистре на одно транспортное средство.
Ну и напоследок. Качество асфальта. Уже ради него одного стоит ехать в Европу :) Спокойное движение, круговые перекрёстки без светофоров, ровнейшие дороги - не путешествие, а просто мечта.
Независимо от того, какая у вас техника - хоть мопед - путешествуйте. Это незабываемые эмоции, которые будут вас согревать ещё много, много лет.