Шпионские страсти
Совсем недавно я писал статью про замечательную игру Hard West от польских разработчиков из CreativeForge. Сегодня речь пойдет об их очередной игре в жанре тактических стратегий в стиле Х-СОМ. Но в этот раз мы совершим путешествие не в будущее, не мистический мир Дикого запада, а в недалекое прошлое. Действие Phantom Doctrine происходит в середине 80х, в самый разгар войны разведок СССР и США.
Графика
Графически игра сделала ощутимый шаг вперед, по сравнению с Hard West. На тактических картах появилось больше деталей, улучшились спец. эффекты, появилась экшн камера во время боя, но конечно до старшего брата Х-СОМ еще далеко. Меня порадовало обилие мелких деталей на картах, особенно на "советских", с веселыми плакатами. Также появилась вертикальность, в Hard West она тоже была, но реализована она там на мой взгляд хуже. В Phantom Doctrine вам часто будут попадаться многоэтажные здания с кучей комнат, что открывает большой простор для тактических маневров.
Проблем с производительностью на Свиче я не заметил, единственный момент это долгие загрузки. Иной раз кажется, что карта грузится по минуте, хотя может это у меня карта памяти подводит. Главная проблема не в графике, а в шрифтах. Для меня они довольно маленькие, иной раз приходится сильно напрягать зрение, чтобы прочесть какой-нибудь секретный документ, но привыкнуть можно.
Звук
Это безусловный шаг вперед, по сравнению с Hard West. Тут озвучены диалоги в кат сценах. Брифинги и фразы оперативников. Уже нет одинокого комментатора. Что приятно в самом начале компании за КГБ диалоги ведутся на русском, но это длится недолго, в определенный момент все переходят на английский. Звуки окружения тоже на приличном уровне. Музыка в лучших традициях фильмов про шпионов. В общем за звук я бы поставил твердую пятерку.
Игровой процесс и управление
Phantom Doctrine сильно отличается от Hard West в плане глобального режима. Если в предыдущей игре у нас был набор коротких сценариев, то тут у нас полноценная карта мира, полноценный продолжительный сюжет и строительство базы. Но если в Х-СОМ база у нас была одна, то в мире Phantom Doctrine нам постоянно приходится прыгать между городами по всему земному шару.
Помимо строительства базы нам на глобальной карте надо заниматься добычей денег, новых технологий, разведкой, наймом новых агентов и т. д. Немаловажной частью игрового процесса являются расследования. За выполнение заданий вы будете получать всевозможные документы и фотографии, их надо будет связать вместе при помощи булавок и красных ниточек. А в самих документах надо искать ключевые слова, это может быть название объекта, места или позывной агента, к примеру. При полном закрытии дела вам будет выдаваться награда, а некоторые дела будут продвигать сюжет.
Конечно самая интересная часть игры это работа с агентами. Все агенты обладают разными навыками и у каждого есть история. Есть спецы по скрытному проникновению, есть спецы по разными видам оружия, взломщики и т. д. Каждому так или иначе найдется применение. Самое интересно, что ваш лояльный казалось бы агент, с которым прошли огонь и воду может оказаться спящим агентом врага и в самый неподходящий момент вас предать.
На глобальной карте агенты занимаются разведкой, сбором денег, тренировками навыков, иногда они могут прийти к вам с личными просьбами и от вашего ответа зависит дальнейшая судьба агента. Время от времени агентам придется менять внешность, позывной и делать новые документы. Одним словом проработка всей этой шпионской жизни на мой взгляд выполнена на высшем уровне.
Что качается тактических боев. Тут всё в лучших традициях Х-СОМ, но со своими изюминками. Самое главное, что если начался бой, то это считай провал задания. Вам нужно как можно тише и незаметней провернуть свои дела. Стараться использовать тихое оружие или вырубать противника ударом со спины, прятать трупы, выключать сигнализацию и камеры. Естественно чем выше уровень сложности, тем сложнее вырубить врага незаметно, а на самом высоком уровне даже трупы прятать нельзя, только перетаскивать.
Некоторые задания можно пройти даже вообще никого не убив. Это качается миссий по устранению вражеских агентов. И это одна из самых интересных частей игры. Если вырубить агента противника, то у вас есть небольшой промежуток времени, чтобы его стабилизировать аптечкой и вынести тело к точке эвакуации. А дальше у вас открывается широкий простор для действий, можно допросить и убить, можно промыть мозги и завербовать, а можно создать спящего агента, заслать на базу врага и совершить там диверсию. Это на мой взгляд гораздо интереснее, чем поимка инопланетян в Х-СОМ для вскрытия.
Управление в игре в целом такое же как и в Hard West. Каких-то нареканий у меня к нему нет. Всё просто и понятно. Но опять же не хватает сенсорного управления, особенно это было бы круто в расследованиях.
Сюжет
Сюжет по началу кажется простым, есть КГБ и ЦРУ, они играют друг с другом в шпионские игры. Но по мере прохождения выясняется, что есть 3я сила, глобального характера, которая пытается стравить между собой страны Запада и страны Варшавского договора. Неведомый враг засел везде и вам надо его найти и уничтожить. На мой взгляд такой подход лучше, чем история про, злой и ужасный Советский союз, которому противостоят хорошие парни из Лэнгли. Все сюжетные ролики опять поданы в виде комиксов, как и в Hard West, но выглядят стильно и гораздо дороже. Так что любители лихих шпионских боевиков будут довольны.
Вывод
Отличная игра по всем статьям и огромный шаг вперед для польских разработчиков. Конечно игра подойдет далеко не всем. Кого-то может отпугнуть стилистика, кто-то не любит шпионских игр или Х-СОМ подобных игр вообще, но любителям проработанной тактики, интересных сюжетов и необычных механик игра безусловно привлечет. Да и в целом, сколько я ни старался, я не смог вспомнить аналогов Phantom Doctrine. Игра получилась не без недостатков, но она подкупает своей необычной тематикой и отлично воспроизведенным сеттингом. Ценник у Phantom Doctrine я бы не назвал сильно кусачим в наших реалиях, но всё равно посоветую подождать хороших скидок, как это сделал я.