от Марченко Веры (эксперт социалномики, разработчик дистанционной модели цифрового обучения)
Есть такой метод мышления, который может использовать и развивать только один подросток из шести. Это понятийное мышление. Важно знать, что развитие этого способа мыслить происходит в достаточно юном возрасте - начиная с 6 лет и заканчивая школьными годами.
Какие плюсы понятийного мышления:
1. Подросток в состоянии сам просчитать итоги своих поступков и хорошо выстраивает логические цепочки;
2. Активно работает с информацией - например, систематизирует ее и использует знания в дальнейшем.
Насколько эти навыки важны в цифровом пространстве, можно только догадываться. Инфо-потоки увеличиваются и “льются” с экранов компьютера (смартфона) во внутренний мир ребенка с огромными скоростями.
Человеку с понятийным мышлением легче управлять “входящими”, он словно ставит определенные “фильтры” в своем сознании. Получив послание в мессенджере или соц. сети, смотря на всплывающие баннеры, подросток с развитым понятийным методом мыслить не принимает быстро решение - “жми”, что сохраняет безопасность его электронного пространства.
Из реальной жизни.
Допустим, ребенок видит объявление в интернете - “Оставь свой номер телефона и получи новый Айфон”. Если у человека хорошо развито понятийное мышление то, он рассуждает примерно так: кому я сдаю свой номер - не знаю, если не дам номер - будет спокойнее, но - без Айфона, какие гарантии получения нового aйфона - никаких, у меня есть телефон - этого достаточно, отдам неизвестным людям личные контакты и к чему это приведет?
Таким образом, он рассматривает данный вопрос со всех сторон, и его окончательное решение будет зависеть от всех вышеуказанных факторов.
Из своей преподавательской практики, я часто отмечаю, что ученики охотно принимают обучение данному методу мышления. Они, отчасти, осознают неизвестные "глубины" интернета и многие стремятся обезопасить себя.
Более шести лет, в этом помогает дистанционный курс “Цифровой гражданин: Расти с IT”, где школьники осваивают основы кибербезопасности и понятийное мышление - первый “помощник” в этом. На уроках, дети отрабатывают актуальные навыки, используя онлайн-тренажеры Викиум и разработки экспертов Центра “Интернатива”.
Есть упражнения, которые помогают развиваться в домашних условиях:
1. Смотрите на определенный сайт (мобильное приложение) и размышляйте о нем всерьез. Думайте про историю его появления, чем он полезен в обществе и какую реальную пользу дает вам;
2. Как только захотите написать комментарий в интернете или нажать на неизвестную ссылку, поразмышляйте 3-5 сек. - зачем вы это делаете, сопоставимы ли эти действия с целью вашего присутствия онлайн;
Учите этому детей. Подключайте тренеров новаторов из Центра “Интернатива”, которые помогут улучшить более пяти типов мышления у ваших наследников, а креативная работа с IT-проектами в командах будет способствовать лучшему развитию навыков на практике.