Несмотря на то, что её знала и любила вся страна, актриса редко появлялась на экране в главных ролях. Её судьбой стали эпизоды, которые она доводила до совершенства, и образы простых русских женщин — сильных, выдерживающих любые жизненные удары.
Римма Маркова родом из самарской деревни. Её родители — самые обычные крестьяне. Мать с детства привыкла работать, а потому почти до 90 лет сохраняла хорошую форму. Отец происходил из бедной многодетной семьи, но обладал великолепным даром рассказчика. Однажды его услышал режиссёр Саратовского театра и, не раздумывая, пригласил в труппу. Отец согласился, и отныне семья поселилась в комнатушке у театра.
Но на сцену выходил не только отец: Римма и её младший брат Леонид тоже играли в спектаклях — их первыми гонорарами стали конфеты. Причём дебют маленьких артистов оказался настолько удачным, что специально для них в театре поставили спектакль «Дети улиц».
С тех пор стать профессиональными актёрами мечтали и сестра, и брат. После окончания школы они вдвоём, взяв чемодан с грушами, отправились в Москву. Поступать решили в студию при театре имени Ленинского комсомола. В то время его художественным руководителем был Иван Берсенев, лично знакомый с отцом Марковых. Он-то и пообещал позаботиться о детях товарища.
На первых порах чемодан с грушами пригодился: часть из них Римма и Лёня продали, часть съели. Но жить, пока шли экзамены, было негде, поэтому молодые люди поселились на вокзале. «После финального тура, где я показывала верблюда, а Лёня изображал орангутанга, нас приняли», — вспоминала позже актриса.
Но в их жизни ничего не изменилось — брат с сестрой всё так же ютились на вокзале почти до Нового года. Уже накануне праздника Берсенев поинтересовался, где они живут и где планируют встречать Новый год. Римма растерялась, а вот Леонид рассказал правду.
«У Ивана Николаевича лицо изменилось. Он развернулся и ушёл, велев нам его ждать. После этого нам разрешили поселиться прямо в театре», — в одном из интервью рассказывала Римма Васильевна.
Вскоре Берсенев добился комнаты в общежитии для Марковых, а однокурсники стали их называть «фаворитами Берсенева».
Окончив Драматическую студию, Римма Васильевна устроилась актрисой в «Ленком», где её первой серьёзной работой стала постановка «Вторая любовь». Потом были Москонцерт, Театр-студия киноактёра и другие театры. Однако широкую известность актрисе подарило кино.
Дебютировала Римма Васильевна в небольшом эпизоде в картине «Рядом с нами», ей на тот момент было уже 32. Но настоящая слава обрушилась на Маркову лишь спустя десять лет — после выхода фильма «Бабье царство». В этой военной драме актрисе досталась главная роль — сельской женщины, мужественно преодолевающей тяготы войны и немецкой оккупации.
Картина оказалась более чем удачной. Актриса стала знаменитой, а на Всесоюзном кинофестивале была отмечена премией за лучшую женскую роль. На международном фестивале в Испании Римму Васильевну наградили специальным дипломом «За высокое мастерство артистки, создавшей образ большой драматической силы».
Как рассказывала сама актриса, в кино её приглашали часто — об этом свидетельствует и её фильмография, в которой более 80 картин. Однако главных ролей там совсем не много, тем не менее талант и харизма Риммы Марковой позволяли любой эпизод сделать ярким и запоминающимся.
«Даже маленькая, крошечная роль бывает важна. Я верный последователь великого Станиславского. За самой маленькой ролью должна быть целая биография», — говорила актриса и действительно в нескольких словах и жестах могла показать всю судьбу своего героя.
Играя сильных и крепких русских женщин, Римма Васильевна и в жизни была такой же — энергичной и деятельной. Она снималась, пока позволяло здоровье, участвовала в телепрограммах, занималась политикой.
Но несколько последних лет её жизни были омрачены борьбой с онкологией. Увы, болезнь победила. Римма Маркова умерла на 90-м году жизни.