Вечером 10 марта в правительстве Японии огласили второй пакет мер реагирования на ситуацию с новым коронавирусом.
На основе выпусков радио NHK и репортажей ANN (TV Asahi) от 10 марта 2020 года
Согласно выводам, сделанным на состоявшемся накануне заседании экспертного совета при правительстве, пока что на данный момент взрывообразного распространения инфекции в Японии удалось избежать, однако в течение некоторого времени что в любой момент может возникнуть риск эпидемии. Кроме того, в отличие от сезонного гриппа, новый коронавирус вряд ли исчезнет сам по себе с наступлением тепла, поэтому, возможно, с этой ситуацией придётся работать полгода и даже год. Не исключается также и неоднократное повторение случаев прибытия инфицированных людей из-за рубежа, что может вызвать необходимость в отказе во въезде в страну тех, кто какое-то время находился на заражённых территориях.
По состоянию на 7 часов утра 11 марта, если не включать в статистику заражённых на круизном судне, в Японии в общей сложности заразились 568 человек (плюс 54 к предыдущим суткам), скончались 12 человек (плюс 3 к предыдущим суткам), выздоровели 102 человека (прироста к предыдущим суткам нет).
Правительство обозначило две основных задачи – предотвращение разгула инфекции и смягчение последствий для экономики, которые уже наступили и будут наступать в дальнейшем. Во втором пакете мер, кроме мер медицинского характера, акцент сделан на проблемах, возникающих в сфере занятости, а также у предприятий малого и среднего бизнеса, в частности, в сферах, завязанных на туризм.
-----------------------
Видео ANN от 10.02.2020, с комментариями относительно содержания второго пакета мер и ситуации с законопроектом о чрезвычайном положении (некоторые комментарии сделаны на основе других источников, включая текст второго пакета экстренных мер противодействия инфекции)
Заседание оперативного штаба по противодействию инфекции нового коронавируса, 10 марта,17:30
Премьер-министр Японии АБЭ Синдзо: «Наряду с ограничением до самого минимума ущерба здоровью людей на территории страны и стремлением к скорейшему подавлению эпидемии, в частности последствий для экономики в настоящее время необходимо прикладывать все усилия, отдавая наивысший приоритет поддержанию занятости и продолжению деятельности субъектов предпринимательства».
Премьер-министр АБЭ 10 марта огласил второй пакет экстренных мер, основным содержанием которых являются предотвращение распространения инфекции и поддержка занятости.
НЕКОТОРЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВТОРОГО ПАКЕТА МЕР
В отношении продолжающегося дефицита масок, который, как считается, подстёгивается «скупкой с целью перепродажи» на фоне злоупотреблений с перепродажей по завышенным ценам, принято решение о запрете перепродажи масок через интернет. В случае нарушения запрета предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до одного года либо штрафа в размере до 1 миллиона иен (около 690 тысяч рублей по курсу ЦБ РФ на 11.03.2020).
Кроме того, принято решение о выкупе государством масок и их раздаче в приоритетном порядке медицинским учреждениям и учреждениям по уходу за пожилыми и больными людьми.
Речь идёт о 20 миллионах многоразовых тканевых масок и 15 миллионах одноразовых медицинских масок.
В своём выступлении на заседании штаба АБЭ Синдзо отметил, что в отношении масок во втором пакете предусмотрено осуществление мер в отношении ситуации с масками как со стороны спроса, так и со стороны предложения, а в отношении ПЦР-тестов на вирус – дальнейшее наращивание в течение этого месяца мощностей по их проведению до 7 тысяч тестов в день. Он заявил также об ускорении работы по различным направлениям, включая создание вакцины и систем для упрощённого проведения тестов – оборудование для быстрых тестов намереваются ввести в эксплуатацию тоже в этом месяце.
В части финансовой меры для поддержки малого и среднего бизнеса принято решение о выделении денег на оказание кредитной помощи на общую сумму 1,6 триллионов иен (около 1,1 триллиона рублей по курсу ЦБ РФ на 11.03.2020). Для того, чтобы малые и средние предприятия, у которых снизилась выручка, могли продолжать деятельность, для них предусмотрено создание системы беспроцентного в реальном выражении и беззалогового кредитования.
Предусмотрена выплата компенсаций в случаях, когда из-за экстренного закрытия школ (со 2 марта) родители учеников начальной школы вынуждены пропускать работу.
Для сотрудников компаний, как штатных, так и внештатных, создаётся новая система субсидирования в размере максимум 8330 иен в день на человека (около 5750 рублей по курсу ЦБ РФ на 11.03.2020).
Для соответствующих определённым условиям фрилансеров, которые тоже по причине закрытия школ вынуждены приостанавливать свою деятельность, тоже предусмотрена компенсация в размере 4100 иен в день (около 2830 рублей по курсу ЦБ РФ на 11.03.2020).
Включение в систему компенсации фрилансеров можно считать мерой, к которой пришли после многочисленных нареканий после того, как сначала было объявлено только о системе поддержки сотрудников компаний.
Для осуществления пакета мер в целом предусмотрено выделение более чем 430 миллиардов иен бюджетных денег (около 297 миллиардов рублей по курсу ЦБ РФ на 11.03.2020).
В них входят:
меры по предотвращению распространения инфекции и налаживание системы оказания необходимой медицинской помощи (включая меры с масками, ПЦР-тестами и разработкой лекарств) - 48,6 миллиардов иен;
решение задач, возникающих в связи с экстренной приостановкой работы школ (включая компенсацию расходов на группы продлённого дня, меры помощи в связи с приостановкой предоставления школьного питания и продвижение практики удалённой работы) - 246,3 миллиардов иен;
меры, связанные с сокращением масштабов деятельности предприятий из-за ситуации с инфекцией и возникающих проблем с занятостью (включая меры поддержки сферы туризма) - 119,2 миллиардов иен;
меры быстрого реагирования на резкие изменения ситуации (включая внесение взносов в рамках экстренной помощи со стороны ВОЗ странам, где наблюдается эпидемия) – 16,8 миллиардов иен.
По поводу отказа от проведения публичных мероприятий премьер-министр АБЭ сделал следующее заявление: «До обнародования решения экспертного совета, на примерно 10 предстоящих дней, прошу о содействии в продолжении соблюдения тех мер (отмене, отсрочке и уменьшению масштабов), которые применялись до этого».
То есть, потребовал продолжать воздерживаться от проведения мероприятий и дальше.
ЗАКОНОПРОЕКТ О ЧРЕЗВЫЧАЙНОМ ПОЛОЖЕНИИ
2:23
10 марта, 8:30 утра
На заседании Кабинета министров 10 марта правительство утвердило проект поправок в Закон об особых мерах против атипичного гриппа и других заболеваний*, позволяющих объявлять чрезвычайное положение.
*Закон вступил в силу в 2013 году и был разработан с целью консолидации мер в случае возникновения инфекций атипичного гриппа и других заболеваний, под которыми, согласно Закону об инфекционных заболеваниях, подразумеваются инфекционные заболевания, способные быстро вызвать эпидемию национального масштаба.
Что позволяют делать эти поправки, если инфекция получает ещё большее распространение, и премьер-министр выносит определение о том, что она наносит серьёзный ущерб повседневной жизни граждан и экономике?
2:36
Графика, наглядно демонстрирующая новые возможности
Можно требовать отказа от выхода на улицу, ограничивать использование кинотеатров и других объектов, где собирается много людей, а также принимать решения о принудительном использовании земельных участков и зданий.
Вот что думают об объявлении чрезвычайного положения представители разных сторон в японской политике.
2:59
10 марта, 9 утра
Министр по возрождению экономики Японии НИСИМУРА Ясутоси, ответственный за работу над ситуацией с новым коронавирусом: «Мы обращаемся с просьбой о принятии этих поправок для готовности к критической ситуации, но хочется, чтобы это было исключительно последним козырем*».
*Министр употребил сравнение, отсылающее к тем временам, когда в семье воинского сословия бережно хранился передаваемый по наследству драгоценный меч, который доставали и применяли по назначению только в действительно критической ситуации.
А со стороны оппозиции поступило требование о том, чтобы для объявления чрезвычайного положения было необходимо получение предварительного одобрения от парламента.
3:21
10 марта, 10 утра
ТАМАКИ Юитиро, лидер Демократической партии для народа (КОКУМИНМИНСЮТО), одной из оппозиционных партий: «Важна процедура получения предварительного одобрения со стороны органа законодательной власти, с изложением парламенту смысла, причины и срока применения этой меры. Это станет ограничением личных прав, и поэтому я думаю, что нужен минимально необходимый процесс для поддержания баланса между крайней необходимостью и основными правами человека».
Правящая сторона поначалу отрицательно относилась к «предварительному одобрению от парламента». Однако вечером 10 марта с оппозиционной стороной было достигнуто согласие о включении в дополнительную резолюцию пункта, предусматривающего, в качестве правила, представление правительством предварительного доклада парламенту.
Обсуждение, начинающееся с 11 марта, должно завершиться принятием проекта поправок 13 марта.
-------------------------
Предыдущие заметки о действиях властей Японии по ситуации:
Новый коронавирус и Япония, 25 февраля. Содержание Базовой политики противодействия эпидемии, принятой правительством Японии.
Угроза эпидемии в Японии. Речь премьер-министра 29 февраля. «Силами только правительства победить в этой борьбе невозможно»