Есть в Евангелии две иррациональных заповеди - о "подставлении левой щеки" и "и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду". Они, навскидку, не укладываются ни в логику, ни в рамки базового христианского рассуждения. Действительно: потакать хамству, грабежу, избиениям - это несправедливо, неправильно и неспасительно для ближнего. Безнаказанность лишь поощряет злодеев. И душе злодея попустительство только вредит.
Так зачем же эти заповеди? А как их соблюдали святые - какие практические примеры мы знаем? Ну, начнем с того, что сам Христос на побои отвечал вполне себе "с вызовом". А Серафим Саровский разрешил себя избить не просто так, а в силу экстремальности ситуации. Толкователи указывают на то, что одежду следует отдавать не на каждую просьбу, а "если кто-то хочет судиться". То есть, опять же, экстремальная ситуация. В ситуации Христа вариантов было два - либо идти на заклание, либо "созвать легионы ангелов", истребив Израиль, или хотя бы прорываться с 12+
70 учениками с оружием в Египет. Но Христос выбрал крест вместо убийств и продления земной жизни. В ситуации Серафима Саровского вариантов тоже было два, и оба экстремальных - либо зарубить топором трех разбойников, отправив их души в ад, но спасти котомку. Либо разрешить им забрать котомку и помолиться об их вразумлении. Но разбойники вынудили его бросить оружие, а потом в отместку изувечили. Мне кажется, что Серафим Саровский не ожидал такого поворота.
Николай Второй также не стал поднимать мятеж, а "отдал рубашку". Но, если учесть историческую реальность - тогда и правые и левые были против монархии хотели республику. Если бы Николай Второй свистнул сбор, то за него вступилась бы макимум пара полков, которые бы быстро сложили бы головы в братоубийственном конфликте. Косвенное подтверждение этого - Николай Второй почти год после отречения преспокойно жил в России, однако никаких Мининых и Пожарских не нашлось и общероссийского протеста не было. Поэтому Николай Второй вынужден был придерживаться экстремально сделанного выбора.
Анализируя эти жития я понимаю, что данные заповеди проявляются в сложных ситуациях - когда приходится выбирать между смертью и жизнью, между меньшим и большим злом. Когда приходится делать это несправедливое и неправильное дерьмо, потому что по-другому нельзя. Потому что по-другому будет хуже. Разнообразные шантажи, угрозы, обезумевшие родители или обезумевшие дети, угрозы увольнением, шантаж детьми, разводом, паскудность людей, с которыми приходится сосуществовать... Все это, увы, нередкие явления в нашей 80летней земной жизни. А значит, жизнь, возможно когда-то поставит перед нами такие вопросы ребром, что придется и подставлять щеку, и отдавать рубашку.
Но на то мы и христиане, чтобы все вынести и все перетерпеть.