Найти тему

Первая пятилетка 1-го отдела

Журнал «Гражданская авиация» создает полный электронный архив издания. В поисках энтузиастов, готовых помочь редакции оцифровать редкие архивные номера, мы вышли на Центр молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) «Полицент: авиация и космос» (по статье в журнале «Двигатель»: Ушкин И.А. Знаем то, что сохранили//Двигатель. 2019 г., май-июнь, с. 20), в составе которого с 2016 года функционирует 1-й отдел. Одной из задач, поставленных перед отделом, является сохранение (путем оцифровки) русскоязычного научно-технического наследия в сфере авиации и воздухоплавания

​При отсутствии цели любые материальные средства, вложенные в ее достижение, недостаточны. Порой постановка задачи, определение критериев успешности ее выполнения — ​процесс более длительный и трудоемкий, чем само решение.

В 1949 году было проведено испытание первой атомной бомбы в СССР. Не будет слишком большим преувеличением сказать, что менее чем за 30 лет Советская Россия шагнула от сохи к атомному оружию. Такие масштабные достижения возможны только при полной консолидации сил в соответствующих сферах. Когда время становится одним из решающих факторов успеха, опора на достижения прошлых лет особенно важна. Эти достижения — ​в книгах, в документах. Многократно возрастает в эти моменты роль специализированных научных библиотек и архивов. Близится 75-летний юбилей Великой Победы. Как, наверное, мало (или совсем ничего) будет сказано о работе производственных библиотек оборонных заводов в годы вой­ны. От грамотно написанной и изданной инструкции зависит, разберется ли механик в боевой машине, и как быстро разберется, — ​а время не ждет! Мне приходилось держать в руках книги, изданные непосредственно на заводах в период 1941–45 гг. Пусть всех нас не смущает их непрезентабельный вид и бумага низкого качества. Эти книги тоже достойны своего памятника, как самолет «Ил-2» или танк «Т-34».

Эскизный проект магистрального скоростного пассажирского самолета средней дальности Ту-154 с тремя турбовентиляторными двигателями НК-8-2. Книга 2: конструкция самолета (ОКБ А.Н. Туполева, 1965 г., с. 7)
Эскизный проект магистрального скоростного пассажирского самолета средней дальности Ту-154 с тремя турбовентиляторными двигателями НК-8-2. Книга 2: конструкция самолета (ОКБ А.Н. Туполева, 1965 г., с. 7)

​Вначале работа по оцифровке велась нашим отделом в разных технических сферах. Лично мне больше по душе была строительная литература — ​строительство деревянных домов, печное дело… Но потом по воле случая мы окунулись в авиационную тематику. Знакомство с фондами крупнейших технических библиотек Москвы показало, что специальной авиационной литературы в них довольно немного (с РГБ мы не работаем, такой возможности у нас, увы, нет). Тогда началось наше знакомство со специализированными (производственными) библиотеками. Среди специалистов по авиации нашлись люди, которые поддержали нашу инициативу по сохранению старой литературы путем оцифровки. Благодаря им, мы не только получили возможность работать с редкой литературой, но и смогли увидеть работу специализированных библиотек изнутри.

​Альбом основных сочленений и ремонтных допусков самолета Ли-2 (в пассажирском и транспортном вариантах) (М.: Оборонгиз, 1947 г., с. 38
​Альбом основных сочленений и ремонтных допусков самолета Ли-2 (в пассажирском и транспортном вариантах) (М.: Оборонгиз, 1947 г., с. 38

​С фондом порядка 600–700 единиц мы впервые приняли участие в Международном авиационно-­космическом салоне МАКС-2019. Конечно, своего стенда у нас не было. Но мы были и не просто зрителями! Был подготовлен наш первый каталог (желающие могут скачать его по ссылке https://yadi.sk/i/Jx0Q2Elun2207A), с которым я подошел к представителям всех ведущих корпораций в сфере авиационного строительства: ОАК, ОДК, Ростех, Роскосмос, «Тактическое Ракетное Вооружение», «Алмаз-­Антей» и др. Сразу после салона мною были разосланы письменные обращения в эти организации с просьбой поддержать нашу работу. Ответа я ни от кого не получил.

​Альбом наземного оборудования и средств механизации для обслуживания самолетов ГВФ (М.: Редиздат «Аэрофлота», 1945 г., с. 7)
​Альбом наземного оборудования и средств механизации для обслуживания самолетов ГВФ (М.: Редиздат «Аэрофлота», 1945 г., с. 7)

​О работе нашего отдела было доложено (официально) во все министерства Российской Федерации, которые к этой работе имеют самое прямое отношение: Министерство обороны, Министерство промышленности и торговли, Министерство науки и высшего образования. От всех без исключения министерств мною получены личные благодарности за выполненную работу. Это, конечно, приятно. Но официально поддержать работу нашего отдела возможности нет. Почему? Дело даже не в финансах. Процитирую выдержку из письма, которое было мною получено от Минобрнауки РФ (от 23.01.20 № вх. МН-5/208) (в данном случае министерством просто констатируется факт, не более): «Деятельность по оцифровке научно-­технической литературы не регламентирована действующим законодательством РФ в части авторских прав, их распределения и соответствующих этому выплат, поэтому распространение самодельных копий изданий научно-­технической литературы несет угрозу национальной безопасности РФ (выделено мной) и должна быть согласована всеми заинтересованными сторонами (автор(ы), издательства и др.)». Далее признается, что финансирование для подобных проектов оцифровки научно-­технической литературы отсутствует. Не могу пока понять, каким образом согласуется угроза национальной безопасности с учетом интересов всех сторон (авторов и пр.). Распространение документов с грифом «секретно» вопросов не вызывает. Но речь идет о совершенно иной работе!

Посудачим об «авторских правах». Труд должен быть оплачен. Но попытка угодить сразу всем заинтересованным лицам — ​тупиковый вариант. Нет цели — ​нет работы. А пока мы ждем «одобрения» на законодательном уровне, склоним головы перед пустотой, где когда-то был в книгах труд наших предков: библиотека Академии коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова (г. Москва) (рейдерский захват одного из зданий, библиотека уничтожена), завод «Салют» (г. Москва, библиотека уничтожена), КАПО им. С. П. Горбунова (г. Казань, библиотека уничтожена)…

Угроза национальной безопасности (в данном случае) — ​это отсутствие официальной программы по сохранению научно-­технического наследия путем оцифровки. Наш отдел готов к сотрудничеству со всеми! У нас есть интересные предложения для ОАК, ОДК, для всех министерств, причастных к этой работе. Мы можем достойно представить любую организацию из перечисленных на Международном форуме «Армия-2020», если нам помогут (финансово).

…В состоянии «свободы» мы уже скоро будем как 30 лет. Выбрать себе дело по душе — ​значит, выбрать саму душу. Преступное невнимание к библиотекам и к прошлому обернется очень плохо. Тогда вся свобода наша сведется к одному — ​к свободе выбора нового хозяина. Каждый может подыскать себе такового по вкусу. О нем не спорят.

​Текст: руководитель 1-го отдела ЦМИТ «Полицент: авиация и космос» Иван Ушкин

-5