Найти тему

Как отвлечь подростка от Интернета

Интервью Папковой Марины Александровны для газеты «Калужская неделя».

Сейчас жизнь, особенно для молодежи, невозможно представить без Интернета и социальных сетей. Но, помимо очевидной пользы, они таят и определенные опасности для подростков. Об этих опасностях, причинах, их порождающих, и о том, как наладить контакт ребенка с родителями, рассказывает психолог Марина Папкова.

 Общаясь с подросшим ребенком,  родители  невольно сравнивают  его  с  собой  – дескать, они-то были совсем другими: и в школе хорошо учились,  и  книги  умные  читали. Разница действительно есть.   Еще  совсем  недавно  в свободное  от  учебы  время наши  дети  гуляли  на  улице, летом катались на велосипедах, а зимой играли в снежки и катались на лыжах и санках.

Прочно  вошли  в  повседневную  жизнь  социальные сети:  в  подростковом  возрасте одна из главных задач – общение  со сверстниками. Сегодня компьютер для подростка – это целая жизнь: там есть и друзья, и враги, и увлечения, и игры, и любовь.  

С какими вопросами и проблемами к вам чаще всего обращаются за консультацией родители подростков?

– Эти вопросы связаны со снижением учебной мотивации, проблемами во взаимоотношениях  с  родителями и  сверстниками,  импульсивным  поведением  и  т.д.  В процессе консультации часто выясняется,  что  ребенок много  времени  проводит  за компьютером. Вспоминается недавнее обращение мамы с девочкой-подростком 13 лет, у которой были проблемы в общении  со  сверстниками: она общалась лишь в соцсетях. В ходе консультации мы с  ней  разработали  определенный план действий и решили провести эксперимент, в  котором  она  попробовала действовать  по-новому.  У девочки  получилось, стало налаживаться  общение  со сверстниками,  появились подруги.

Гиперопека – стремление родителей окружать ребенка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной  опасности;   и  гипоопека – недостаток тепла, любви и заботы, предоставление  ребенка  самому  себе – две противоположные, но и  самые  распространенные причины, которые приводят к  нарушению правильных детско-родительских  отношений.  Пытаясь  заново правильно  выстроить  отношения между родителями и детьми, мы, прежде всего, учим  родителей,  как  им  изменить свое поведение.

Подростки все активнее погружаются в общение со сверстниками, пользуясь социальным сетями. Дайте рекомендации родителям: надо ли как-то им контролировать этот процесс и когда следует забить тревогу?

– Многие подростки пытаются  посредством  виртуального  общения  заменить абсолютно все реалии жизни – социальные  сети  дают возможность  завести  себе друзей, хобби, узнать много новой  информации  и  избавиться  от  чувства  одиночества. Там ребенок может найти  единомышленников, поделиться  душевными  переживаниями,  спросить  совета  у  старших  товарищей. Но часто тандем «подросток и социальные сети» является губительным  для  детской психики.

Острое  чувство  одиночества  –  одно  из  наиболее ярких  переживаний  подростка. Пребывание в Интернете дает ребенку иллюзию почувствовать,  что  у  него много друзей. Здесь он может проявлять себя так, как в реальной жизни ему поступить сложно. Другая важная задача подростка состоит в том, чтобы понять, кем он является, каким хотел бы стать. Это происходит, когда подросток пробует себя в разных ролях, присоединяясь к группам, и социальные  сети  идеально позволяют  ребенку  реализовать эту задачу, не требуя реальных  энергетических затрат.  Например,  можно стать  человеком  другого пола  и  возраста,  можно  отстаивать противоположные точки зрения, а с реальными жизненными последствиями столкнуться не придется!

Однако, уходя в социальные сети и пользуясь их безграничными  возможностями, подросток, как правило, обедняет свой репертуар поведения в обычном мире – его активность в реальном взаимодействии  с  людьми заметно снижается.

Помните,  что  для  детей до  12–13  лет  время  непрерывного  использования гаджетов (для игры, общения, учебы) не должно превышать  15–20  минут;  для более  старших  детей  –  не более 25–30 минут.

Как правильно реагировать родителям на явные нарушения правил со стороны ребенка. Например, он поздно пришел домой или ушел гулять, не сказав, куда и с кем. Как надо разговаривать с подростком в таких ситуациях и надо ли наказывать?

– «Проблемные», «трудные», «непослушные» дети – всегда результат неправильно сложившихся отношений в  семье.  Мировая  практика психологической  помощи детям и их родителям показывает,  что даже  очень трудные  проблемы  воспитания  вполне  разрешимы, если  удается  восстановить благоприятный доверительный стиль общения в семье. Правила, ограничения, требования, запреты обязательно  должны  быть  в  жизни каждого,  но  их  не  должно быть слишком много и они должны быть гибкими. Каждому  непослушанию  есть своя причина. Мы выделяем четыре  основных  причины серьезных  нарушений  поведения детей.

Первая – борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания,  то  он  находит  свой способ  его  получить:  непослушание. Задача родителя – перестать реагировать на непослушание прежними способами,  а  найти  способ показать ребенку ваше положительное внимание к нему.

Вторая причина – борьба за самоутверждение против чрезмерной  родительской власти и опеки. Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки,  а  опасения  слишком преувеличены,  то  ребенок начинает восставать и отстаивает  право  самому  решать свои  дела.  Очень  помогает то, что может быть названо «методом  подстройки»:  вы не  оспариваете  решение ребенка, а договариваетесь с ним о деталях и условиях его выполнения.

Третья  причина  –  желание  отомстить.  Дети  часто бывают  обижены  на  родителей.   Накопив  горький опыт неудач и критики в свой  адрес,  подросток  вообще  теряет  уверенность  в себе. Это – в душе, а внешним поведением он показывает: «Мне  все  равно»,  «И  пусть я  плохой».  Поняв  причину обиды, надо, конечно, постараться ее устранить.

Наконец,  четвертая  причина  –  потеря  веры  в  собственный  успех.  Когда  подросток отчаялся, разуверился  в  своих  силах,  разумное поведение родителя в этом случае – отказаться от своих ожиданий и претензий. Найдите доступный для него уровень задач, ищите любой повод, чтобы его поощрить, отмечайте  любой,  даже  самый маленький успех.        

И  последнее,  очень  важно  знать,  что  вначале,  при первых  ваших  попытках улучшить  взаимоотношения, ребенок может усилить свое  плохое  поведение!  Он не  сразу  поверит  в  искренность  ваших  намерений  и будет проверять их. Так что придется  выдержать  это серьезное испытание.

Как видите, истоки многих проблем лежат во взаимоотношениях  родитель  –  ребенок.  Да,  в  каком-то  смысле придется  менять  себя.  Но родителям  вполне  по  силам повлиять  на  ситуацию,  конечно,  если  они  заинтересованы  в  судьбе  собственного ребенка. А я  всегда  готова помочь вам в этом.

Подготовила Ольга КОНОВАЛОВА.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

– Используйте технические средства ограничения доступа в Интернет: родительский контроль, контентная фильтрация, настройки безопасного поиска.

– Расскажите ребенку о негативной информации в сети, как действовать при столкновении с запрещенными сайтами.

– Следите за активностью ребенка в сети, проверяйте сайты, которые он посещает.

– Поддерживайте доверительные отношения с ребенком. Обсуждайте с ним разные темы, говорите о том, что происходило за день в Интернете.

 Если  хотите  сблизиться  с  ребенком  через  его  увлечения,  то  ищите  в  них  то,  что  вам  интересно  самому. Говорите,  спрашивайте,  обсуждайте  –  поддерживайте контакт! В противном случае обращение родителя будет восприниматься  подростком  как  вторжение  человека, который лезет в его жизнь, пытаясь выведать его тайны.

Папкова Марина Александровна -  педагог-психолог, клинический психолог.