Интервью Папковой Марины Александровны для газеты «Калужская неделя».
Сейчас жизнь, особенно для молодежи, невозможно представить без Интернета и социальных сетей. Но, помимо очевидной пользы, они таят и определенные опасности для подростков. Об этих опасностях, причинах, их порождающих, и о том, как наладить контакт ребенка с родителями, рассказывает психолог Марина Папкова.
Общаясь с подросшим ребенком, родители невольно сравнивают его с собой – дескать, они-то были совсем другими: и в школе хорошо учились, и книги умные читали. Разница действительно есть. Еще совсем недавно в свободное от учебы время наши дети гуляли на улице, летом катались на велосипедах, а зимой играли в снежки и катались на лыжах и санках.
Прочно вошли в повседневную жизнь социальные сети: в подростковом возрасте одна из главных задач – общение со сверстниками. Сегодня компьютер для подростка – это целая жизнь: там есть и друзья, и враги, и увлечения, и игры, и любовь.
– С какими вопросами и проблемами к вам чаще всего обращаются за консультацией родители подростков?
– Эти вопросы связаны со снижением учебной мотивации, проблемами во взаимоотношениях с родителями и сверстниками, импульсивным поведением и т.д. В процессе консультации часто выясняется, что ребенок много времени проводит за компьютером. Вспоминается недавнее обращение мамы с девочкой-подростком 13 лет, у которой были проблемы в общении со сверстниками: она общалась лишь в соцсетях. В ходе консультации мы с ней разработали определенный план действий и решили провести эксперимент, в котором она попробовала действовать по-новому. У девочки получилось, стало налаживаться общение со сверстниками, появились подруги.
Гиперопека – стремление родителей окружать ребенка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности; и гипоопека – недостаток тепла, любви и заботы, предоставление ребенка самому себе – две противоположные, но и самые распространенные причины, которые приводят к нарушению правильных детско-родительских отношений. Пытаясь заново правильно выстроить отношения между родителями и детьми, мы, прежде всего, учим родителей, как им изменить свое поведение.
– Подростки все активнее погружаются в общение со сверстниками, пользуясь социальным сетями. Дайте рекомендации родителям: надо ли как-то им контролировать этот процесс и когда следует забить тревогу?
– Многие подростки пытаются посредством виртуального общения заменить абсолютно все реалии жизни – социальные сети дают возможность завести себе друзей, хобби, узнать много новой информации и избавиться от чувства одиночества. Там ребенок может найти единомышленников, поделиться душевными переживаниями, спросить совета у старших товарищей. Но часто тандем «подросток и социальные сети» является губительным для детской психики.
Острое чувство одиночества – одно из наиболее ярких переживаний подростка. Пребывание в Интернете дает ребенку иллюзию почувствовать, что у него много друзей. Здесь он может проявлять себя так, как в реальной жизни ему поступить сложно. Другая важная задача подростка состоит в том, чтобы понять, кем он является, каким хотел бы стать. Это происходит, когда подросток пробует себя в разных ролях, присоединяясь к группам, и социальные сети идеально позволяют ребенку реализовать эту задачу, не требуя реальных энергетических затрат. Например, можно стать человеком другого пола и возраста, можно отстаивать противоположные точки зрения, а с реальными жизненными последствиями столкнуться не придется!
Однако, уходя в социальные сети и пользуясь их безграничными возможностями, подросток, как правило, обедняет свой репертуар поведения в обычном мире – его активность в реальном взаимодействии с людьми заметно снижается.
Помните, что для детей до 12–13 лет время непрерывного использования гаджетов (для игры, общения, учебы) не должно превышать 15–20 минут; для более старших детей – не более 25–30 минут.
– Как правильно реагировать родителям на явные нарушения правил со стороны ребенка. Например, он поздно пришел домой или ушел гулять, не сказав, куда и с кем. Как надо разговаривать с подростком в таких ситуациях и надо ли наказывать?
– «Проблемные», «трудные», «непослушные» дети – всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показывает, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный доверительный стиль общения в семье. Правила, ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого, но их не должно быть слишком много и они должны быть гибкими. Каждому непослушанию есть своя причина. Мы выделяем четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей.
Первая – борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, то он находит свой способ его получить: непослушание. Задача родителя – перестать реагировать на непослушание прежними способами, а найти способ показать ребенку ваше положительное внимание к нему.
Вторая причина – борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки. Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать и отстаивает право самому решать свои дела. Очень помогает то, что может быть названо «методом подстройки»: вы не оспариваете решение ребенка, а договариваетесь с ним о деталях и условиях его выполнения.
Третья причина – желание отомстить. Дети часто бывают обижены на родителей. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, подросток вообще теряет уверенность в себе. Это – в душе, а внешним поведением он показывает: «Мне все равно», «И пусть я плохой». Поняв причину обиды, надо, конечно, постараться ее устранить.
Наконец, четвертая причина – потеря веры в собственный успех. Когда подросток отчаялся, разуверился в своих силах, разумное поведение родителя в этом случае – отказаться от своих ожиданий и претензий. Найдите доступный для него уровень задач, ищите любой повод, чтобы его поощрить, отмечайте любой, даже самый маленький успех.
И последнее, очень важно знать, что вначале, при первых ваших попытках улучшить взаимоотношения, ребенок может усилить свое плохое поведение! Он не сразу поверит в искренность ваших намерений и будет проверять их. Так что придется выдержать это серьезное испытание.
Как видите, истоки многих проблем лежат во взаимоотношениях родитель – ребенок. Да, в каком-то смысле придется менять себя. Но родителям вполне по силам повлиять на ситуацию, конечно, если они заинтересованы в судьбе собственного ребенка. А я всегда готова помочь вам в этом.
Подготовила Ольга КОНОВАЛОВА.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
– Используйте технические средства ограничения доступа в Интернет: родительский контроль, контентная фильтрация, настройки безопасного поиска.
– Расскажите ребенку о негативной информации в сети, как действовать при столкновении с запрещенными сайтами.
– Следите за активностью ребенка в сети, проверяйте сайты, которые он посещает.
– Поддерживайте доверительные отношения с ребенком. Обсуждайте с ним разные темы, говорите о том, что происходило за день в Интернете.
Если хотите сблизиться с ребенком через его увлечения, то ищите в них то, что вам интересно самому. Говорите, спрашивайте, обсуждайте – поддерживайте контакт! В противном случае обращение родителя будет восприниматься подростком как вторжение человека, который лезет в его жизнь, пытаясь выведать его тайны.
Папкова Марина Александровна - педагог-психолог, клинический психолог.