Цифровая трансформация у всех на слуху. По полугодовым регулярным опросам Deloitte среди финансовых директоров крупных российских компаний в 2018, в 2019 «диджитализация» называется как ключевой фактор и драйвер развития бизнеса.
Бурное развитие скорости коммуникаций и облачных сервисов меняют методы и подходы во всех значимых областях бизнеса. От ИТ-структуры до управления знаниями и человеческим капиталом.
Как использовать возможности цифровых технологий уже сейчас, вы сможете узнать на технологической конференции Tech Week. А вот базовые тезисы и тренды мы опишем в тексте ниже.
Что такое цифровая трансформация?
Многие думают, что цифровая трансформация — это просто внедрение новых технологий в существующей организации: достаточно разработать сайты, чат-боты, приложения и подключить соцсети, чтобы считаться цифровой компанией или, скажем, государственной структурой.
На самом деле, цифровая трансформация — это не только инвестиции в новые технологии (искусственный интеллект, блокчейн, анализ данных и интернет вещей), но и глубокое преобразование продуктов и услуг, структуры организации, стратегии развития, работы с клиентами и корпоративной культуры.
Иными словами, это революционная трансформация модели организации.
Зачем нужна трансформация, если бизнес идет хорошо?
С каждым днем спрос на цифровые технологии для бизнеса на рынке растет. Даже устоявшийся бизнес с миллиардными оборотами должен быть гибким и современным, чтобы не растерять клиентов и нарастить прибыль.
Предприятия, которые не смогут адаптироваться к требованиям цифрового потребителя, а он ожидает необычные решения своих задач в удобных ему каналах коммуникации максимально быстро и точно, скорее всего, будут испытывать финансовые трудности. Их могут потеснить новые высокотехнологичные компании, потому что потребители получат доступ к более продвинутым сервисам.
Цифровой бизнес нужно строить с нуля?
Цифровой бизнес можно построить с нуля, а можно изменить уже существующий. Например, «Тинькофф» — это пример цифрового бизнеса, построенного с нуля, а вот «Сбербанк» трансформировали, чтобы он смог конкурировать на рынке банковских услуг.
Какими компетенциями должен обладать менеджер?
Набор навыков и умений менеджера по инновациям или менеджера по управлению изменениями должен включать в себя как hard skills, так и soft skills.
Hard Skills: создание новых бизнес-моделей, умение работать с новейшими технологиями (искусственный интеллект, робототехника, AR и VR, блокчейн, интернет вещей), анализ данных, владение продвинутыми методами управления проектами (6 Sigma, DevOps, Scrum, Kanban, Lean, PRINCE2).
Soft skills: коммуникационные навыки, эмоциональный интеллект, дизайн-мышление (то есть ориентация на пользователя при разработке товара), адаптивность. Они нужны для эффективного взаимодействия с командой, партнерами и клиентами.
Почему трансформация может провалиться?
Из-за неверно поставленных приоритетов. В центре внимания многих компаний, как правило, стоят стоимость и результат, а не сами технологии. Все потому, что высшее руководство этих предприятий чересчур консервативно. Затормаживает внедрение инноваций также нехватка компетентных специалистов, недостаток инвестиций, недостаточная зрелость бизнес-процессов и низкий уровень автоматизации.
Как узнать больше о цифровой трансформации?
➡️ Рекомендуем прочитать следующие книги:
— «Как работает Google», Эрик Шмидт
— «Scrum. Революционный метод управления проектами», Джефф Сазерленд
— «Руководство по DevOps», Джин Ким, Патрик Дебуа
— «Эпоха Agile. Как умные компании меняются и достигают результатов», Стивен Деннинг
➡️ Рекомендуем посетить новые потоки на конференции Tech Week
— «Управленец 2.0». Поток про Agile, Scrum и методологии управления
— «Tech for corporations». Все про технологии, трансформирующие компании и подходы по работе с клиентами.