Не бойтесь начать путешествие.
Думаю, каждый из нас когда нибудь мечтал совершить в своей жизни хотя бы одно путешествие. Бросить всё на пару месяцев и ринуться бороздить моря и океаны навстречу приключениям. Увидеть старинные города, познакомиться с новыми людьми, отведать местных лакомств и окунуться в историю.
Но что делать, когда желание есть, а уехать на такой длительный срок нет возможности? В этой статье я напишу, какой ответ на этот вопрос я нашёл для себя и как это кардинально изменило мою жизнь.
Первые шаги
Желание путешествовать было очень сильным: это заставляло меня искать способы, несмотря на мой бюджет. Бороздя просторы интернета, я наткнулся на автостопщика, который два года провел в путешествии с палаткой, минимальным количеством денег и вещей. Я списался с ним и понял, что в принципе могу тоже поехать автостопом, оставался лишь вопрос жилья.
На каком-то форуме я вычитал про Couchsurfing — сайт, который позволяет пользователям бесплатно «вписываться» (коучить) и «вписывать» (хостить) в разных городах мира. Можно пройти платную верификацию, можно без нее. Каждому «хосту» и «коучеру» оставляется позитивный, негативный или нейтральный отзыв. Я решил, что поеду путешествовать автостопом а жить буду через Couchsurfing.
Пример позитивного отзыва на Couchsurfing
Основной страх состоял в непонимании того, что будет после возвращения обратно. Хватит ли у меня денег опять снять жильё? Смогу ли я быстро найти новую работу?
Решение затягивалось, я понял еще немного и никуда не уеду. На следующий день я просто пошёл покупать экипировку, чтобы уже потратить деньги и втянуть себя в процесс, а ещё через день написал заявление на увольнение и начал искать хоста.
В путь
Маршрут первого путешествия был следующим. Из Праги, где я на тот момент проживал, автобусом за 20 евро я должен был доехать до Берлина, там провести пару дней и оттуда уже автостопом по следующим городам: Гамбург, Бремен, Гронинген, Утрехт, Амстердам, Дюссельдорф, Ганновер, Варшава, Минск и Москва. Из Москвы самолётом обратно в Прагу.
Второе путешествие автостопом, которое я совершил спустя несколько месяцев после первого, происходило по России: Владивосток — Москва. Описать подробно каждый шаг не хватит и десяти страниц, да и эта статья не об этом: она о той трансформации, которая произошла со мной во время путешествий.
Открытие интуиции
Первое путешествие началось хорошо. Я провел три весёлых дня в Берлине, собрал вещи и поехал общественным транспортом на заправку, чтобы там словить попутку до Гамбурга. На форуме я вычитал, что в Германии лучше всего автостопить на заправках по пути в город назначения.
Здесь начались первые приключения. Карты и навигатора у меня не было. Я сделал скрин маршрута от станции до заправки, но долго не мог найти нужный поворот и несколько часов просто ходил вокруг. Кстати, пока блуждал, по дороге встретил такую интересную табличку.
«Здесь до 9 часов 45 минут 12 ноября 1989 года, были разделены Германия и Европа»
Нужный поворот удалось найти интуитивно. Истощённый и утомлённый, я сел на остановку, закрыл глаза и увидел его перед глазами. Всё это время я ходил рядом, но мимо него.
Это было первое сознательное соприкосновение с интуицией. Впоследствии я буду использовать её регулярно, но тогда мне это казалось чем-то сверхъестественным. Автостоп очень сильно развивает интуицию. Находясь в полной неопределённости и не имея информации для анализа, ты вынужден постоянно принимать решения, основываясь на внутренних ощущениях. Ты учишься доверять себе и своим чувствам. С заправки я потом уехал практически сразу.
Главное — ввязаться в бой, а дальше по ситуации
Проблемы с попутками начались, когда я ехал обратно в сторону Польши. Когда я пересекал границу (просто проезжая через автобан) Нидерландов с Германией, у моего водителя сломалась машина.
Мне пришлось сойти на автобане и идти пешком по обочине. Это запрещено и наказывается огромным штрафом. Минут через 20 меня забрала полиция и после проверки документов отвезла на заправку. Штраф не дали, повезло.
Однако заправка была пустынной: за два часа там проехало две машины. Я решил, что поеду обратно, где-нибудь переночую и с утра попробую опять уехать.
К заправке подъехал немец: он ехал в Нидерланды и согласился меня подвезти. Мы с ним разговорились, и по дороге он сказал, что на самом деле после деловой встречи в этот же вечер он едет обратно в Германию, а живёт он в Дюссельдорфе. Я поехал с ним.
Он пригласил меня в гости познакомиться с семьёй, и я остался у них на ночь. А с утра он отвёз меня на вокзал, откуда мне нужно было доехать на заправку. Это был ещё один хороший урок того, что жизнь абсолютно непредсказуема. Можно ли было это запланировать, просчитать? Никак нет. Я сделал для себя вывод, что главное — стратегически выдерживать вектор, а тактически можно быть абсолютно гибким. Сначала нужно ввязываться в драку, а там по ситуации.
Автобан в Нидерландах
Не знаем слова «нет»
По дороге в Варшаву я застрял где-то в 200 километрах от немецко-польской границы на территории Польши. Весь день с самого утра я пытался найти машину, которая бы ехала в сторону Варшавы. Ничего не получалось.
Под вечер я решил сменить дислокацию и узнал, что через несколько километров отсюда находится стоянка с дальнобойщиками, достаточно перейти через леc. Уже темнело, и я рассчитывал успеть до полной темноты. Не успел, более того, заблудился.
Всю ночь я бродил по заснеженному лесу без воды и еды. Если бы не ботинки, которые не промокали, наверное, сильно заболел бы. Под утро я добрёл до стоянки и завалился спать в мотель. Поспал я часа четыре, проснулся, позавтракал и решил вернуться обратно в Берлин. Но и это оказалось непросто: я был настолько истощён и морально подавлен, что у меня начиналась истерика.
Деваться было некуда. Весь день я ходил на морозе по парковке от машины к машине и спрашивал, сможет ли меня кто-то довезти в сторону Берлина. Все опять отказывали и говорили, что едут в другую сторону. Я пошёл на хитрость и сначала начал спрашивать, едут ли они в сторону Варшавы и когда мне говорили нет, в сторону Германии, я говорил: «О, мне тоже туда».
Спустя несколько неудачных попыток мне попался белорус. Судя по его выражению лица, он не очень хотел меня подвозить, но в силу того, что уже попался на слове, всё-таки согласился. Потом уже я подсчитал, что тогда обошел порядка 100 автомобилей и сделал для себя следующий вывод, который сильно помог мне в будущем: к отказам нужно относиться спокойно и продолжать пробовать дальше. Даже когда 99 из 100 отказывают, это не значит, что ты не сможешь уехать. Нужно просто продолжать поиски.
Вписываю ребят с каучсёрфинга в Азии
Здесь и сейчас
Водитель-белорус высадил меня где-то на окраине в километрах 20-25 от аэропорта Берлина. Чтобы выйти на просёлочную дорогу, так как по автобану движение пешком запрещено, мне нужно было пройти через огромное поле.
Уже стемнело. Я шёл по полю, смотрел на звёзды и внезапно посочувствовал себя безумно счастливым. Имея за плечами три ужасных дня на польской заправке и ночь в заснеженном лесу, я чувствовал прилив бодрости и сил. Я не знал, что будет завтра, даже не знал, что будет через пару часов, но мне уже было наплевать. Чего бояться?
Неизвестность заставляла меня «ловить момент», наслаждаться каждой секундой. Именно тогда я ощутил, что такое жить здесь и сейчас. Это чувство наслаждения моментом, когда находишься в полной неопределённости без страха за будущее. Ощущение полного единства времени, места и всего, что тебя окружает.
Это очень сильное чувство: попробовав раз, не можешь остановиться, хочется ещё. Но находиться в нём получается не всегда. Его убивает посредственность. Как бы печально это ни звучало и какой бы важной для результата не была системная работа, чувство «здесь и сейчас» возможно только в неопределённости. Свою жизнь с этого момента я разделяю на до и после.
Иду по федеральной трассе между Читой и Хабаровском
Самопрограммирование на успех
Уже во время второго путешествия автостопом, которое проходило через всю Россию по маршруту Владивосток — Москва, я застрял где-то по дороге из Иркутска в Красноярск. Это была бы типичная и ничем не примечательная история, если бы в этих местах не было так холодно ночью в начале сентября.
За все время путешествия это была моя первая ночь на улице. Я к этому был не готов: у меня не было тёплых вещей, и я просто начал замерзать. Чтобы совсем не окоченеть, мне приходилось отжиматься каждые 20-30 минут.
Мимо пролетали перегонщики автомобилей, и надежды на попутку не было практически никакой. В перерывах между проезжающими мимо машинами, издававшими хоть какой-то звук, вокруг стояла гробовая тишина: при каждом шелесте кустов мне казалось, что на меня выпрыгнет как минимум медведь.
В детстве меня бабушка предостерегала, чтобы я не садился в машину к чужим людям. Помню, подумал об этом тогда в контексте того, с какими необоснованными страхами живёт большинство людей.
Под утро я дошёл до какого-то посёлка, где увидел горящий в окнах свет. Оказалось, это был деревообрабатывающий цех. Я решил туда залезть. Там был тепло: в комнате стоял стул, на котором я уснул и проспал часа четыре.
С утра я дошёл до кафешки, выпил кофе и пошёл ловить машину. Никак не получалось уехать, и я пошёл пешком вдоль дороги. Дорога была достаточно узкой и потенциальной попутке было сложно остановиться. Так я прошёл километров 15. Обычно останавливается хотя бы кто-то из местных, кто едет 50-60 километров и подвозит тебя на это расстояние. Но здесь не было даже этого.
От безысходности я начал вслух повторять как мантру: «Я уеду, я уеду, я уеду». Шёл и повторял. Через минут 20 меня подобрал местный: он провёз меня не так уж далеко, но после него сразу же подобрал другой водитель и в итоге с третьей попытки я словил дальнобойщика, который меня довёз прямо до Красноярска.
Где-то рядом с Могочи
Избавление от страхов и комплексов
Огромную часть жизни мы проживаем в иллюзии стабильности, внутри выдуманных рамок и под гнетом мнения окружающих. Время уходит, мы стареем и потом долго жалеем, что что-то не успели сделать.
Проехав автостопом через всю Россию и пару тысяч километров по Европе, уже смотришь на жизнь по-другому. Понимаешь, что всё текуче, стабильность иллюзорна, а рамки и ограничения — только в голове, и в общем-то бояться особо нечего.
Пока ты жив, всегда есть шанс, и выход можно найти из любой ситуации.
Так же кардинально изменилось моё отношение к мнению окружающих. Работая над одним из проектов, я жил несколько месяцев в офисе. Этого требовала от меня нагрузка. Ну и что? Коллеги ходили и смотрели на меня с непониманием. А мне было плевать: я чувствовал себя комфортно, более того, это дало свои результаты и моя карьера взлетела стремительно вверх.
Что мешает человеку попросить о помощи у незнакомца или познакомиться в метро с девушкой? Страх осуждения. Читал историю одного путешественника, как он собрал деньги себе на билет, обращаясь к прохожим в Делийском метро. Красавец.
Путешествуя, понимаешь, что на самом деле всем плевать на тебя и на твою жизнь. Каждый занят своим делом. Но даже если кто-то что-то и скажет или подумает, ну и что? Скажет, подумает и завтра забудет. Зачем об этом вообще думать? Уделять этому столько внимания?
Вот уже четвёртый год я нигде не отдыхаю и никуда не езжу, не считая переезд. Мне хватило тогда: конечно, обычный отдых меня теперь уже не впечатляет. В следующий раз я бы, наверное, поехал совсем без денег, чтобы было ещё веселее. Встречал человека, который уже два года путешествует совсем без денег: и ничего, жив, здоров.
Не рассказал о минусах, но их было мало. Главный — истощаешься физически и морально. Нужно брать передышку.
Хотелось бы рассказать еще несколько моментов, но уже и так пошла пятая страница. Всем, кто хочет уехать и посмотреть мир, я говорю: дерзайте, господа. Оно того стоит. И как пел Высоцкий: «Поможет океан, взвалив на плечи. Ведь океан-то с нами заодно, и прав был капитан — ещё не вечер!»
Никогда не вечер.