Любые договорные взаимоотношения теоретически предполагают возникновение спорных ситуаций. Во всех договорах прописывается метод решения споров – судебное разбирательство. Но суд является крайней мерой – уходит много времени и сил, даже если вы правы на 100%. Есть другая альтернатива. Досудебная претензия по договору, как правило, решает конфликт без длительных процедур в госинстанции. Если не получится самостоятельно прийти к соглашению, документ может стать важным доказательством в вашу пользу.
Если претензия предусмотрена договором, ее нужно предъявить обязательно – без попытки самостоятельно урегулировать спор суд даже не примет иск, и тем более не приступит к его рассмотрению. Можно подать претензию, когда в договоре такой пункт не прописан или договора нет вообще (к примеру, у покупателя имеется лишь кассовый чек из магазина). То есть мирное решение вопроса всегда в приоритете.
Досудебные претензии по договору – распространенная практика в разных областях. Так решают вопросы банкиры и заемщики, застройщики и участники долевого строительства, страховщики и клиенты страховых компаний. Претензии без договора – частое явление в сфере продаж, коллекторской деятельности. В принципе ограничений нет, мирное и при этом законное решение вопросов приветствуется везде.
КАК НАПИСАТЬ ДОСУДЕБНУЮ ПРЕТЕНЗИЮ
Шапка. Нужно указать, кому документ предназначен и от кого он исходит. Писать Ф.И.О. руководителя организации необязательно. Достаточно правильно обозначить название и юридический адрес фирмы-ответчика. Важно: указывать нужно именно юрадрес, а не место фактического нахождения офиса (магазина, завода, склада и т.д.).
Заголовок. Лучше назвать документ детально, например, «Претензия о нарушении сроков поставки металлопроката по договору №1 от 01.02.18». Конечно, можно написать просто «Претензия», но развернутый вариант с первых секунд дает представление о предмете спора, который предстоит решать.
Правовая база. Претензия является юридическим документом, то есть должна основываться на конкретных статьях закона. Для непрофессионалов здесь кроется проблема, ведь правовые нормы в нашей стране постоянно дополняются актами, поправками и т.д. Поэтому пример досудебной претензии из интернета – не лучший вариант. Можно получить неактуальный или вообще безграмотный шаблон, а при наличии ошибок у оппонента появляется официальный повод отказаться от рассмотрения документа.
Расчет выплат. Неустойка, проценты, пенни по претензии можно рассчитать на основании договора или закона. Например, нарушение сроков сдачи строительного объекта регулируется законом №214-ФЗ (законодательная база есть в каждой сфере предпринимательских и гражданских взаимоотношений). Считайте деньги скрупулезно, с точностью до рубля и до дня. В качестве обоснования желательно привести расшифрованную формулу, на основании которой были проведены расчеты.
Требования. Досудебная претензия по договору всегда предполагает, что предъявитель хочет как-то конкретно решить спорную ситуацию. Формулируйте требования четко и недвусмысленно. К примеру, «требую возместить 1 млн рублей в качестве неустойки за несвоевременную сдачу жилого дома в эксплуатацию». Требования должны быть естественным выводом из предыдущих пунктов, где уже указаны причины спора, правовые основания и расчеты.
Ответственность оппонента. Заезженная формулировка «иначе будем решать вопрос в суде» работает плохо. Лучше «пугать» оппонента конкретными фактами и цифрами, такими как репутационые риски, штрафные санкции, дополнительные расходы на оплату госпошлины, судебных издержек, услуг профессионального юриста и т.д. Это реальные деньги, с которыми ответчику придется расстаться в ходе судебного разбирательства.
С НАМИ ВЫИГРАТЬ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРОСТО!
Все слова в претензии нуждаются в документальном подтверждении. В приложение можно подшить любые бумаги, которые относятся к сути вопроса.
Теперь вы знаете общий порядок, как написать досудебную претензию. И все же здесь масса нюансов, которые сложно учесть без специальных знаний в сфере юриспруденции. К примеру, невыраженная суть, некорректные законы, неполное приложение могут стать причиной отказа в рассмотрении.
Обращайтесь к экспертам. «РосКо» поможет разобраться в тонкостях претензионного права, станет вашим представителем в мирном урегулировании спора, а при необходимости и в суде. Положительный результат гарантируем – работаем с 2004 года, юристы в совершенстве знают законодательство, в портфолио сотни благодарных клиентов.