Нашему читателю мало известно имя американской писательницы Пэм Муньос Райан. Значит, надо познакомить. Она пишет отличные книги для детей и юношества. Пэм – это сокращение от полного имени Памела. Но именно так автор подписывает свои работы. А наряду с английской фамилией Райан стоит испанская (а конкретнее – мексиканская) Муньос. И это обстоятельство тоже отражается в ее творчестве.
Очень рекомендую довольно свежий роман 2015 года «Эхо». В детстве Райан занималась музыкой, но однажды скрипка сломалась, а новую ей не купили. Так уроки музицирования прекратились. Видимо, сожаление осталось до сих пор. Потому что книга пронизана музыкой. Даже снежинки порхают, словно в ритме вальса Чайковского. Каждой части писательница предпосылает эпиграф – строчки из песен, сопровождаемые табулатурой для губной гармошки.
«Губнушку» многие не считают за серьезный инструмент. Но после прочтения «Эха» у меня даже возникло желание научиться на ней играть. Возможно, охота пропадет через два дня. Но важно, что оно возникло.
Действие книги происходит до, во время и после Второй мировой войны. Здесь совсем нет батальных сцен. Сначала мы знакомимся с немецким мальчиком Фридрихом. Он работает на фабрике губных гармоник. А его сестра вступает в Союз немецких девушек и боготворит Гитлера. У Фридриха родимое пятно на щеке. Сестрица полагает, что на их семье лежит пятно неполноценности. Таким людям во благо германской нации желательно пройти стерилизацию, чтобы не передавать свои некачественные гены дальше. Это не авторский домысел. Во время нацизма это было страшной реальностью.
Вторая часть переносит нас в Америку, в общество братьев-сирот Майка и Фрэнки Фланнери. Поэтому разразившаяся война в Европе остается за бортом повествования. Действие третьей части тоже происходит в США. Главная героиня на сей раз девочка Айви Мария Лопес. Если об угнетении негров американцы любят снимать сентиментальные мелодрамы, то о дискриминации других народов почему-то умалчивают. Муньос же берется за эту тему.
Для янки Вторая мировая была войной не столько с немцами, сколько с японцами. Фашистские самолеты не бомбили их. А японские долетали. Правда, кроме Перл-Харбора заметного урона не нанесли. А в Америке – стране иммигрантов – проживало немало выходцев из Японии. И несмотря на былые заслуги, многих из них направили в лагеря. Конечно, не с такой жестокостью, как у нас большевики провернули аналогичную акцию против калмыков, чеченцев, ингушей. Но ни о каких правах человека даже заикнуться не дали. Людей выселяли из домов. А если не платишь по счетам в течение года, имущество отчуждается. Так, семья Ямамото заключает договор с семьей Лопесов, чтобы те присмотрели за их имением, пока они сидят в лагере. Иначе бы ушлые соседи все скупили по дешевке.
В меньшим масштабах, но в отношении мексиканцев дискриминация проявлялась тоже. Люди, которые жили на своей земле поколениями (еще до того, как американцы напали на Мексику и отобрали у них знатный кусок территорий), оказались отнесены ко второму сорту. Так, Айви, всегда бывшая отличницей, при переезде в новый штат вынуждена ходить в школу для «латиносов». Многие из них не очень хорошо говорят по-английски. И девочке просто нечего делать среди таких одноклассников.
Но главное – это музыка. Всех героев, которые не знакомы друг с другом, связывает одна и та же губная гармошка. От одного ребенка она попадает к другому. Пэм Муньос Райан даже проводит изыскания, находят исторический контекст для своих героев. Так, Майк и Фрэнки хотят попасть в детский ансамбль. Вот фотография, наподобие той, что ребята увидели в газете.
Для школьника «Эхо» станет отличным расширением кругозора. Для взрослого читателя – это просто интересное погружение в относительно недавнее прошлое. Всегда захватывающее путешествие в мир людей.
А роман автор посвятила своим зятьям. За то, что они любят ее дочерей. Всем бы таких тещ.