Через два месяца после второй поездки в Лондон я, наконец, родила эту статью про галерею Тейт Британ. За долгожданным первенцем последуют и другие статьи из английской серии, а сегодня расскажу о своей любимой экспозиции в Тейте — о выставке Уильяма Тёрнера.
В том же Тейте можно увидеть более чем академические портреты его педагога Джошуа Рейнольдса, но они не сравнятся по своей экспрессивности и сложности с картинами нашего сегодняшнего героя. Судите сами:
Впрочем, ставить на одну доску изображения "гламурных" барышень с напудренными прическами (Рейнолдс) и граничащие с абстракцией полотна-впечатления (Тёрнер) — дело неблагодарное. Но неоспоримым остается тот факт, что Тёрнер, сына мастера по изготовлению париков, далеко отошел от стилистики своего учителя и вообще всей честно́й Королевской академии. Умчался в импрессионистический туман, только пятки сверкали.
Возможно, вы знаете, что импрессионисты и прочие отщепенцы обычно встречаются в академических кругах с позором и улюлюканьем. Взять хотя бы беднягу Мане и его последователей. Тёрнеру же повезло немного больше: Академия принимала его с распростертыми объятиями как милого друга. Но только до поры до времени.
Последние, почти беспредметные картины художника подмочили его репутацию в кругах рафинированных академиков. Финальным ударом был отказ королевы Виктории посвятить его в рыцари. Зато Тёрнер успел стать самым молодым академиком — тоже неплохо.
И только человек-оркестр Джон Рёскин (писатель, поэт, художник и критик) вступился за пожилого мастера. А на одной выставке в Королевской академии даже попытался скопировать картину Тёрнера "Солнце Венеции заходит в море", за что был с позором изгнан (такие уж были суровые порядки).
Впрочем, сам Тёрнер тоже не раз творил и вытворял на собственных выставках. А именно — дописывал свои картины прямо на глазах у публики. Как наш Репин, которого даже не пускали из-за этого в Третьяковку.
Тёрнер взахлеб любовался морем и писал его. Он старался отразить в своих картинах его природу и переменчивость — задача, достойная импрессиониста. Как и француз Моне (во многом его единомышленник), Тёрнер запечатлел Руанский собор. Особый смак — сравнить видение двух живописцев. Тёрнер вообще любил писать церкви и соборы не меньше моря. А еще Италию.
"Венеция была построена для того, чтобы ее написал Тёрнер",
— писал один из критиков-современников.
Но только на первый взгляд кажется, что витающий в облаках Тёрнер просто пытался передать природу воздуха и воды. Будучи пацифистом, в некоторых своих работах он демонстрировал бессмысленность войны. Картина "Война. Изгнанник и улитка" была написана в том же году, когда прах Наполеона доставили во Францию. Кровавое зарево заката и развалины в правой части полотна проясняют позицию автора.
Тёрнер был многозадачным художником: часто писал несколько картин одновременно. Возможно, именно поэтому после его смерти в студии живописца нашли множество незаконченных холстов.
Кроме масла в Тейте хранится 37000 бумажных работ Тёрнера — акварель и графика. Получается, за каждый год из примерно 62 лет творчества (а всего он прожил 76 лет) Тёрнер создавал 597 рисунков, не считая масштабных картин. И это только те, что хранятся в Тейте! На экспозиции представлена меньшая их часть, всё-таки хрупкие рисунки музеи стараются прятать от света и людских глаз. Однако многие работы можно увидеть в залах графики по предварительной заявке.
Если Вам откликается творчество художника — делитесь статьей в соцсетях! Наверняка оно откликнется кому-то еще.