Найти тему
Анастасия Антонюк

Почему красота является объективной?

Я придерживаюсь эволюционной теории красоты, согласно которой восприимчивость к красоте была приобретена людьми в процессе эволюции. С точки зрения эволюционной психологии привлекательными являются те мужчины и женщины, которые обладают физическими характеристиками, свидетельствующими о будущей продуктивности, в частности способности выносить здорового ребенка у женщины и умения обеспечить защиту ребенку и матери у мужчины. ⠀

Ученые выделили ряд универсальных признаков, которые соответствуют эволюционной теории красоты и считаются привлекательными повсеместно: ⠀

  • признаки молодости - чистая и гладкая кожа;
  • признаки здоровья - отсутствие на коже язв и других патологических изменений;
  • признаки молодости и здоровья - симметричные черты лица;
  • тонкая талия и широкие бёдра у женщин (фигура, похожая на песочные часы);
  • широкие плечи и узкие бёдра у мужчин (фигура, напоминающая треугольник).

Любые признаки, которые указывают на плохое здоровье или пожилой возраст, воспринимаются как менее привлекательные. ⠀

-2

Согласно большинству традиционных психологических теорий привлекательности, стандарты красоты человек усваивает в процессе культурного обмена. Следовательно, у детей как минимум до 3-4 лет отсутствуют четкие стандарты того, что является привлекательным. Психолог Джудит Ланглуа с коллегами опровергла это общепринятое мнение, изучая реакцию маленьких детей на разные лица [1]. Сначала взрослые оценили по фотографиям привлекательность лиц чернокожих и белых женщин. Затем младенцам в 2-ух группах (в возрасте 2–3 и 6–8 месяцев) продемонстрировали пары фотографий, отличающиеся по привлекательности с точки зрения взрослых. Оказалось, что дети дольше задерживали взгляд на более привлекательных лицах, что свидетельствует о появлении стандартов красоты на очень раннем этапе жизни человека. ⠀

В другой работе Ланглуа показала, что годовалые дети играют с привлекательными куклами значительно дольше, чем с непривлекательными. Эти данные опровергают теорию о том, что стандарты красоты усваиваются людьми в результате постепенного знакомства с существующими культурными стандартами.

В одном исследовании американский социальный психолог Майкл Каннингем вместе с коллегами попросил представителей разных рас оценить по фотографиям привлекательность женских лиц разной расовой принадлежности [2]. В результате как азиатские, так и американские мужчины назвали привлекательными одних и тех же азиатских и американских женщин. Сходство мнений также было выявлено у китайских, индийских и английских мужчин, у жителей ЮАР и США, у черных и белых американцев [3].

Для того, чтобы понять, что именно делает лицо привлекательным, Ланглуа с коллегами создала с помощью компьютерной графики «составные» лица. Изображения накладывались друг на друга в разных количествах — 4, 8, 16 и 32 — для создания новых лиц. Затем люди оценивали привлекательность новых лиц, полученных путем наложения, а также привлекательность лиц, из которых они состояли. В результате участники эксперимента сочли более привлекательными составные лица, чем лица, из которых они были созданы. Лицо, полученное из 16 фотографий, было более привлекательным, чем лицо, созданное из 8 и 4 снимков, а самым привлекательным участники назвали лицо, собранное из 32 компонентов. При наложении снимков отклонения от нормы обычно сглаживаются, и конечный результат оказывается более симметричным, поэтому усредненное, или симметричное, составное лицо кажется более привлекательным, чем реальные лица [1].

Психолог Стив Гангестад и биолог Рэнди Торнхилл изучали связь симметрии лица и тела с мнением о привлекательности [4]. Они измеряли такие характеристики внешности, как ширина стоп и ладоней, длина и ширина ушей, а затем предлагали другим оценить их привлекательность. Ученые обнаружили, что люди с менее симметричными чертами воспринимаются как менее привлекательные. Асимметрия у человека увеличивается и с возрастом. Лица пожилых людей гораздо менее симметричны, чем молодых, поэтому симметрия свидетельствует не только о здоровье человека, но и о его возрасте. Эти факты лишний раз подтверждают теорию о том, что стандарты красоты связаны с признаками здоровья и молодости.

Сторонники идеи о том, что красота является социальным конструктом, любят приводить в качестве примера картины Рубенса. Этот художник рисовал в свою эпоху полных женщин, значит в то время привлекательными считались именно такие женщины. Однако при этом такие люди игнорируют картины большинства художников из эпохи Рубенса, которые рисовали стройных, конвенционально красивых женщин.

Действительно, есть культуры, в которых полнота служит признаком богатства, здоровья и нормального питания во время развития (например, у австралийских бушменов) [5]. Но в этих культурах люди страдают от недостатка питания. Поэтому в данном случае полнота является уже не критерием красоты, а вопросом экономического порядка и признаком более высокого социального статуса. Кросс-культурные исследования показывают, что чем ниже уровень жизни в том или ином регионе, тем больше там ценится полнота. Чем выше экономический статус той или иной страны, тем в большей степени там считаются привлекательными стройные люди.

Ещё один признак внешности, который оказывается стабильным при оценке его привлекательности, — это пропорции тела. Для фигур мальчиков и девочек до достижения половой зрелости характерна форма треугольника. После того, как девушки достигают половой зрелости, их фигуры приобретают форму, напоминающую песочные часы, благодаря расположению жировых отложений. Половой отбор по данному признаку привел к тому, что широкие бедра и узкая талия стали восприниматься мужчинами как сексуально привлекательные. А признаками красоты мужской фигуры стали широкие, мускулистые плечи и узкие бёдра.

Пропорции тела удобно описывать при помощи соотношения талии и бедер (СТБ): такой коэффициент получается, если ширину талии разделить на ширину бедер. Женщины находят наиболее привлекательными мужчин, у которых этот коэффициент 0,9, тогда как мужчины находят самыми привлекательными женщин с СТБ = 0,7. Коэффициент СТБ, составляющий 0,7, приблизительно равен идеальным пропорциям красоты – 90–60–90.

Эволюционный психолог Д. Сингх обнаружила, что отношение окружности талии и бедер действительно является показателем женской привлекательности. Она провела ряд исследований, в которых мужчинам разного возраста и национальности предлагалось распределить по привлекательности женские фигуры с разным отношением окружности талии и бедер и разной полноты. Мужчины действительно оценивали фигуры с СТБ = 0,7 как наиболее привлекательные [6].

Таким образом, не только привлекательность лица, но и привлекательность пропорций фигуры может быть объяснена с точки зрения эволюции. Результаты всех исследований, описанных в данной статье, свидетельствуют о состоятельности эволюционной теории, объясняющей происхождение стандартов красоты.

Список использованных источников

1. Langlois, Roggman, and Reiser-Danner 1990; Cross and Cross 1971.

2. Cunningham, M. R., Roberts, T., Richards, T., amp; Wu, C. (1989). The facial-metric prediction of physical attractiveness across races, ethnic groups, and cultures. Unpublished paper, Department of Psychology, University of Louisville, KY.

3. Thakerar and Iwawaki 1979; Morse et al. 1974; Cross and Cross 1971; Jackson 1992.

4. Gangestad, S. W., Thornhill, R., amp; Yeo, R. A. (1994). Facial attractiveness, developmental stability, and fluctuating asymmetry. Ethology and Sociobiology, 15(2), 73–85.

5. Rosenblatt, P. C. (1974). Cross-cultural perspective on attractiveness. In T. L. Huston (Ed.), Foundations of interpersonal attraction, 79–95. New York: Academic Press.

6. Singh, D. (1993a). Adaptive significance of waist-to-hip ratio and female physical attractiveness. Journal of Personality and Social Psychology, 65, 293–307.

(1993b). Body shape and female attractiveness: Critical role of waist-to-hip ratio. Human Nature, 4, 297–321.

(1994). Is thin really beautiful and good? Relationship between waist-to-hip ratio and female attractiveness. Personality and Individual Differences, 16, 123–132.