Сам по себе факт падения цен на нефть, курса рубля, акций на рынке, - еще не говорит о кризисе. Кризис, или рецессия, это замедление экономики, отрицательный ее рост.
Как он может повлиять на каждого из нас, если — нет, когда — наступит?
- компании начинают урезать производство, так как ожидают снижение потребления; а значит, им больше не нужно так много сотрудников
- компании, которые производят сырье или оборудование для других компаний (которые уже урезали производство), также по цепочке избавляются от лишних расходов
Режут затраты на рекламу, корпоративные мероприятия, участие в конференциях, представительские расходы, подарки партнерам и т.п. необязательные расходы. Соответственно, страдают сервисные компании — те, что предоставляют подобные услуги.
Растет число банкротств: многие не справляются со взятыми обязательствами, не могут выжить в условиях сокращения спроса, не могут погасить или пролонгировать кредиты. В то же время компании-лидеры в кризис обычно увеличивают долю рынка.
По мере того, как все больше людей оказываются уволенными, все больше сжимается платежеспособный спрос. Если в семье муж или жена попали под сокращение, семья резко начинает экономить. Но даже если пока все в порядке, многие склонны подкапливать деньги, а не тратить их налево и направо.
Если говорить о России, работает еще и фактор подорожания валюты. Все импортное растет в цене, и если раньше у людей, скажем, были деньги на новые машины, то в кризис большинство предпочтет подержанное авто, а кто-то вообще откажется от покупки.
Чем ниже спрос, тем больше компании экономят. Чем больше они экономят, тем хуже чувствуют себя потребители, тем ниже спрос. Замкнутый круг.