Найти тему
ХХ век в войнах

Германский минный заградитель "Берлин" и его единственный боевой поход

Интернированный германский минный заградитель "Берлин" в гавани Тронхейма. Норвегия, ноябрь 1914 года.
Интернированный германский минный заградитель "Берлин" в гавани Тронхейма. Норвегия, ноябрь 1914 года.

Минный заградитель "Берлин" изначально строился как пассажирский трансатлантический лайнер, и до начала Великой войны эксплуатировался именно в этом качестве. Он принадлежал компании "Норддойчер Ллойд" и обслуживал морскую линию, связывающую Геную и Нью-Йорк. Водоизмещение этого корабля достигало 23 700 тонн, а пассажировместимость составляла 3 212 человек, в том числе 512 человек могли располагаться в каютах 1-го и 2-го классов. В августе 1914 года лайнер находился в Германии на ремонте, и после начала боевых действий был мобилизован в качестве минного заградителя. Помимо 200 морских мин и соответствующего оборудования для их постановки "Берлин" получил оборонительное вооружение в виде двух 105-мм морских орудий. В октябре минный заградитель под командованием капитана цур зее Ханса Пфундхеллера отправился в боевой поход, во время которого 23 числа и было выставлено заграждение, на котором спустя четыре дня подорвался британский линкор "Одейшес".

Утром 27 октября 1914 года британская 2-я эскадра, вышедшая в море для проведения учебных стрельб, оказалась на минном заграждении, выставленном близ острова Тори "Берлином". В 8:45 одна из мин взорвалась под днищем новейшего линкора "Одейшес", введенного в боевой состав флота лишь годом ранее. Это был очень мощный корабль водоизмещением 25 830 тонн, вооруженный десятью 343-мм орудиями главного калибра, размещенными в пяти двухорудийных башнях. В результате взрыва открылась большая течь в машинном отделении, корабль потерял ход, а неуверенные действия команды (британцы полагали, что линкор подвергся атаке подводной лодки и ожидали новых торпедных залпов) привели к тому, что затопление стало распространяться на смежные отсеки, которые не пострадали. После эвакуации той части экипажа, что не участвовала в борьбе за живучесть, находившиеся рядом корабли, включая мобилизованный лайнер "Олимпик", попытались отбуксировать "Одейшес" в ближайший порт, однако не преуспели. Погода к тому времени ухудшилась и на море поднялось волнение, из-за которого линкор окончательно потерял управляемость, а заведенные на него буксирные тросы то и дело обрывало. В итоге около 21:00 бронированный гигант перевернулся и затонул, но по счастью, вся его команда уже перебралась на другие корабли и никто из членов экипажа не погиб. К сожалению, совсем без жертв не обошлось - в момент опрокидывания линкора произошел взрыв боезапаса 1-й башни главного калибра, и одним из случайных крупных осколков был убит старшина Уильям Берджесс, стоявший на палубе легкого крейсера "Ливерпуль". Этот крейсер принимал участие в спасательной операции и в момент взрыва находился на расстоянии 730 метров от "Одейшеса".

Британские эсминцы подбирают моряков, эвакуирующихся с тонущего после подрыва на германской мине линкора "Одейшес". Район острова Тори, 27 октября 1914 года.
Британские эсминцы подбирают моряков, эвакуирующихся с тонущего после подрыва на германской мине линкора "Одейшес". Район острова Тори, 27 октября 1914 года.

Что же касается "Берлина", то на обратном пути ему не повезло - он попал в сильный шторм и получил серьезные повреждения, вынудившие команду зайти в Тронхейм. Поскольку отремонтировать корабль в короткий срок не имелось никакой возможности, Пфундхеллер принял решение разоружиться и интернироваться. Так "Берлин" остался в Норвегии до конца войны, а в 1919 году сменил владельца, перейдя по программе репараций в состав британского гражданского флота. Сменив название на "Арабик", он продолжал обслуживать пассажирские линии до конца 1931 года. Единственный боевой рейд "Берлина", совершенный осенью 1914 года, считается одной из самых успешных и эффективных минных постановок в истории морских войн.

Michael Traurig