Доброго времени суток друзья, сегодня мы поговорим о пяти самых лучших тракторах Советского Союза. Ну а мы начинаем, начинать!
Открывает сегодняшний рейтинг легендарный тяжеловес челябинского тракторного завода, а именно, его самая первая модель Сталинец-60. Являясь копией американца Caterpillar-60, но все же с переработанной конструкцией под суровые советские реалии.
В общем трактору добавили простоты и выносливости, по современным же меркам его параметры и возможности, являлись весьма скромными, но для своего времени, этот тихоходный монстр на гусеничном ходу, мощностью двигателя в 60 лошадиных сил и максимальной скоростью 6 километров в час. Успешно справлялся с поставленными ему задачами.
Из особенностей следует упомянуть, что все цилиндры двигателя крепились к картеру, индивидуально и имели отдельные головки.
В качестве топлива использовался один из компонентов переработки нефти, тяжелый бензин, а говоря техническим языком-лигроин, a для запуска двигателя использовался бензин или керосин. С этой целью трактор снабжался дополнительным пусковым топливным баком, объемом 16 литров.
Гусеничный ход обеспечивал высокую проходимость практически на любых дорожных условиях, конечно у машины имелись недостатки, это прежде всего низкий КПД из-за использования в качестве топлива лигроина, впрочем, этот недостаток был устранен на следующей модели Сталинец-65 с новым экономичным дизельным двигателем.
С июня 1932 года и по март 1937 года, на Челябинском тракторном заводе, было выпущено более 69 тысяч тракторов этой модели.
На четвертом месте дизель-электрический трактор Челябинского тракторного завода ДЭТ-250. Предназначение этой машины, работа бульдозером и рыхлителем в едином бульдозеро-рыхлительном агрегате. Кроме того, на трактор может устанавливаться и другое различное навесное оборудование.
Дизельный двигателя трактора, который вращал тяговый генератор, имел 12-цилиндров, и являлся потомком танкового двигателя V-2, имеет мощность 323 лошадиные силы.
К особенностям трактора относится эжекционное охлаждение двигателя, в котором используется энергия выхлопных газов, это решение также позаимствовано у танков. Ну конечно же, главной особенностью данной модели является именно, электромеханическая трансмиссия, которая одновременно является достоинством и недостатком, этой техники в силу того, что имеется необходимость применения сложной системы охлаждения электрических машин.
В то же время, при эксплуатации трактора в холодных климатических зонах, электромеханическая трансмиссия имеет преимущество перед гидромеханической. Именно поэтому, в основном данная техника применялась и используется в настоящее время, в холодных районах, в условиях крайнего севера.
В регионах с таким климатом применения ДЭТ-250 оптимально. Кабина трактора отличалась комфортабельностью и герметичностью, управление для столь тяжелой большой машины, было весьма легким. Выпуск трактора начат в 1957 году и на момент своего создания ДЭТ-250 обладал поистине выдающимися техническими характеристиками, выпуск продолжался до 2013 года.
Третье место занимает СХТЗ-НИТИ, все таки это первый гусеничный трактор полностью отечественной разработки. Именно с появлением этой машины, начался переход отечественного тракторостроения, на собственные модели. Конструкция которых учитывала особенности производства и эксплуатации сельскохозяйственной техники в Советском Союзе.
На тракторе применялся керосиновый четырехцилиндровый двигатель с водяным охлаждением, мощность двигателя составляла 52 лошадиные силы. Выпуск трактора осуществлялся на Сталинградском тракторном заводе и Харьковским тракторном заводе.
В годы Великой Отечественной Войны, производство трактора велось на Алтайском тракторном заводе, который возник в связи с эвакуацией тракторного завода из города Харьков. В период с 1937 года по 1952 год, суммарный объем выпуска составил 191 тысячу тракторов.
Второе место занимает заслуженный ветеран ДТ-54 преемник предыдущей модели, хотя конструкция машины была разработана на Алтайском тракторном заводе, с начало на конвейер трактор встал на Сталинградском, и Харьковском заводе и лишь в 1952 году производство началось и на Алтае.
ДТ-54 был первым советским массовым, гусеничным, универсальным трактором, общего назначения. Который был оснащен дизельным двигателем. По своей конструкции ДТ-54 во многом опирался на предшественника, однако долговечность основных узлов и агрегатов, была существенно повышена.
Например до своей замены детали поршневой группы, свободно проходили 4000 моточасов, также ДТ-54 отличался новой 5 скоростной коробкой передач. Новый трактор расходовал на 40 процентов меньше горючего, которое было намного дешевле, чем керосин. Это позволяло в течение года экономить до 10 тонн топлива на одну машину.
На территории России и других республик бывшего Советского Союза, можно найти десятки памятников трактору ДТ-54. Их больше, чем кому бы то ни было из тракторов. На Алтайском тракторном заводе производство продолжалось до 1979 года. В Волгограде(Сталинграде) и Харькове до 1961 года.
Общий объем выпуска в Советском Союзе, составил почти один миллион тракторов. Во Вьетнаме его изображение было на купюрах, а китайцы заполучив документацию на трактор локализовали производство ДТ-54 у себя и выпустили более одного миллиона единиц.
На эти трактора попали не просто так, простенькие и неказистые сельхоз машины, выполняли просто невероятные по тем временам объемы работ. А их создания и запуск в серийное производство стали серьезным шагом отечественной промышленности вперед
На первое место мы поставили "Волгарь" ДТ-175 выпускавшийся Волгоградским тракторным заводом с середины 1980-ых по 1992 год., а с 1992 года и по 1994 год, производилась его модернизированная версия.
Конструкция трактора во многом похожа на легендарного "Почтальона" ДТ-75, но в нее заложено большое количество новшеств и свежих решений, позволявших серьезно повысить мощность и тяговое вооружение трактора.
Главное новшество этого трактора, конечно гидротрансформатор, который был установлен между сцеплением и коробкой передач. "Волгарь" стал первым в Советском Союзе трактором в механизме которого нет жесткой связи. Достаточно лишь задать оптимальную частоту вращения силового агрегата и гидротрансформатор автоматически выбирал тяговое усилие на крюке. Это позволяло бесступенчато, в широких пределах, изменять скорость движения трактора, в зависимости от нагрузки.
Также по сравнению с ДТ-75, была усовершенствована ходовая часть, элементы трансмиссии. Установлен более мощный дизельный двигатель, оснащенный турбокомпрессором и интер кулером. Внешне "Волгарь" отличался более длинный чем у ДТ-75, моторным отсеком. Также у ДТ-175, были более широкие гусеницы с гидро-натяжителями и опорные катки большего диаметра.
В целом площадь опоры "Волгаря" была больше, чем у ДТ-75 и это позволяет использовать трактор для выполнения работ на сыпучих грунтах. Кабина "Волгаря" заметно отличается от кабины ДТ-75, она установлена на 7-ми резиновых амортизаторах, значительно снижающих вибро нагрузку. Сидения размеренны над правой гусеницей, что позволяет хорошо видеть борозду.
В оснащении имеется вентиляционное очистительная установка, которая очищает воздух от пыли, а также охлаждает и увлажняет его. Устройство рассчитано на подачу 500 кубометров очищенного воздуха в час, но за все эти новые конструкторские решения нужно было платить. "Волгарь" стоил почти вдвое дороже по сравнению с ДТ-75, это сделала данный гусеничный трактор довольно редкой птицей, было выпущено порядка 16 тысяч единиц данного трактора.
А на сегодня все, до новых встреч друзья. Ну, а если Вам понравилась данная статья, оцените ее пальцем в верх и/или своим комментарием, а так же не забывайте подписаться на наш канал, что бы не пропустить новые статьи. Ну а пока, пока!