Столичный предприниматель пробует раскрутить экологически ответственный бизнес. Если всё получится, то в Беларуси будут выбрасывать намного меньше неликвидных лаков, красок и кирпичей, а люди смогут неплохо экономить на ремонте.
В плюсе и производитель, и покупатель
Минчанин Сергей Новосёлов в строительном бизнесе давно: сначала работал в крупной компании, а после получилось открыть свою. Признаётся: за эти годы хорошо изучил, как устроена сфера. Теперь заинтересован не только продавать строительные материалы, но и решать проблемы – социальные и экологические.
– У большинства производителей образуется некоторое количество неликвида – того, что сразу или со временем отбраковывается, автоматически становясь отходом. Это головная боль бизнеса: что делать, к примеру, с красками, у которых заканчивается срок годности, или с повреждённым шифером, неясно, – рассказывает он.
Хотя нет, ясно. Неликвидные строительные материалы должны быть либо переработаны в новые, либо захоронены на полигоне. Для бизнеса, как ни крути, это финансовые потери, для окружающей среды – дополнительная нагрузка.
– Именно поэтому мы рискнули запустить свой социально-экологический проект 1991.by. Суть его в том, чтобы аккумулировать неликвиды и те стройматериалы, что утратили товарный вид, а после продавать по сниженной цене. То есть мы готовы забирать у производителей, импортёров и в торговых сетях некондицию и выставлять на своей площадке для продажи в розницу. Это позволяет компаниям хотя бы частично вернуть вложенное, а ещё – не тратить ресурсы на хранение, утилизацию продукции и так далее, – объясняет Сергей Новосёлов. – Это проект интересен и покупателям, потому что у них появляется возможность выбрать что-то для своего ремонта по сниженной цене: вполне достойная качественная продукция продаётся со скидкой в 30–50 процентов. Иногда дисконт доходит до 80 процентов! Ну и планете легче: намного меньше строительных материалов, многие из которых токсичны, попадает на свалку.
Дешевле – не всегда значит хуже
Выставочная площадка находится недалеко от столичной МКАД, пропустить её не даст огромный рекламный баннер. Что-то хранится под открытым небом, что-то – на крытых складах.
Здесь нет постоянного ассортимента, он постоянно меняется, а предсказать, что будет в наличии завтра, невозможно. Это зависит о того, что лежит сейчас без дела на складах у производителей, в торговых сетях, рискуя скоро превратиться в мусор. Природа неликвидов – вещь не системная, а хаотичная, непредсказуемая, шутят инициаторы проекта.
Практически всегда в наличии есть лакокрасочная продукция: краски, лаки, эмали, глазурь. Это распродаётся по разным причинам: где-то выходит срок годности, где-то повреждена тара, что автоматически снимает банку с магазинной полки. Некоторые краски неправильно заколерованы: машина дала неверную порцию пигмента, и цвет отличается от каталожного. Есть те краски, что были сделаны под конкретного заказчика, а он не выкупил партию… Всё это продавать в розницу уже не будут. Кстати, именно на краску здесь самые большие скидки: чем быстрее выходит срок годности, тем дешевле можно купить материалы.
– Вот здесь у нас лежит теплоизолирующий материал. Он попал сюда только потому, что в этой партии повреждена упаковка, что на свойства не влияет, – проводит экскурсию Сергей Новосёлов. – Вот здесь – кирпич из Радошковичей, мы забрали все 138 паллет неликвидного готового продукта. Это был какой-то экспериментальный замес глины, который не дал ожидаемых результатов. Готовый кирпич не подходит для несущих конструкций, но вполне может сгодиться для декоративных элементов, межкомнатных перегородок.
Рядом лежит поликарбонат за полцены. Остатки пластика свезли из разных магазинов: где-то есть сколы, где-то – трещина, а какой-то просто оказался неходового цвета, потому не распродали раньше.
Методом проб
Подсчитать точно, сколько неликвидных строительных материалов образуется в Беларуси невозможно: такой статистики в открытом доступе просто нет. Очень многое зависит от типа товара: к примеру, сухие строительные смеси быстрее продаются, чем портятся, а вот лаки и краски – наоборот.
– Понять, сколько продукции мы могли бы забрать себе, сложно. У компаний нет открытой информации об этом, мы отправляем запросы, разъясняем суть проекта, договариваемся. Очень многое зависит от людей на местах, не все хотят сразу же перестраивать свою работу, сходить с привычных рельс, – делится Сергей Новосёлов. – Я заметил, что наиболее открыты к предложениям компании, которые стремятся делать экологичную, максимально безопасную продукцию.
Сергей Новосёлов рассказал, что они заинтересованы максимально большое количество стройматериалов пристроить до того, как их нужно будет отправлять на свалку.
– Многие из клиентов пробуют узнать, в чём подвох, почему мы настолько дёшево всё продаём. От покупателей причины не скрываем – про дефекты говорим, показываем. Люди берут, потому что многим не важна упаковка, нужен сам материал. А потом приезжают уже другие, их знакомые, – значит, сарафанное радио работает, люди остаются довольны. Правда, по наблюдениям, немногие у нас мотивированы экологическими соображениями, всё больше – денежными. Надеюсь, и это когда-нибудь изменится, – резюмирует Сергей Новосёлов.
Комментарий
Наталья Блыщик, специалистка программы по отходам и химической безопасности Центра экологических решений:
Отходы строительных материалов по своим свойствам относятся как к опасным (лакокрасочная продукция, материалы с пропиткой и полимерным покрытием, полимерные материалы), так и к неопасным отходам (щебень, кирпич и прочее). Опасные отходы требуют специального обращения, более 80 процентов из них перерабатываются, остальное – сжигают или захоранивают на полигонах.
Нюанс: все эти цифры актуальны для производителей и строительных организаций. Когда дело касается сферы продаж, где объёмы меньше, а наименований больше, картина может выглядеть иначе. Например, ради безопасной переработки 10 банок просроченной эмали или нескольких блоков ПВХ-панелей вряд ли будут заключать отдельный договор и перевозить их на переработку, следовательно, многое просто выбрасывается. Именно поэтому такие проекты, как предлагает Сергей Новосёлов, прекрасно вписываются в рациональное обращение с остатками продукции и некондицией.