Налаживание контактов или, говоря современным языком, — нетворкинг, может стать ключевым фактором вашего профессионального и карьерного роста. Не важно, кто вы — экстраверт, легко завязывающий разговор, или интроверт, каждый раз перебарывающий себя, пытаясь заговорить с новыми людьми. Налаживание связей — это навык, который просто необходим для успеха в любом деле. Однако в то время как немногочисленные счастливчики используют свой природный дар для развития бизнес-отношений и пожинают его плоды, большинство людей все еще считают нетворкинг обременительной обязанностью, связанной с определенным дискомфортом, стрессом и даже манипуляцией.
Помня о преимуществах, которые могут нам дать те или иные ценные контакты, что мы можем предпринять, дабы избежать возможных неприятных последствий, связанных с их налаживанием? Вот четыре рекомендации по налаживанию деловых отношений.
Думайте о том, что вы можете предложить другим, а не только о том, что вы можете получить. Когда вы пытаетесь наладить контакт только для извлечения выгоды для себя, не думая об интересах, потребностях и желаниях противоположной стороны и о том, как вы можете помочь в их реализации, вы, скорее всего, будете страдать от собственной неискренности и безнравственности.
Оценивайте людей с разных сторон, а не только как профессионалов. Когда вы оцениваете других, вы, как правило, склонны к тому, чтобы судить о них, опираясь на узкую базу их очевидных интересов (например, установка зарабатывать больше, иметь более высокую должность). Гораздо меньше вы стремитесь рассмотреть, что же такого уникального в этом человеке и как это соотносится с тем, что лично вы можете дать ему или ей, чего не могут предложить другие. Вы должны творчески подходить к каждой конкретной ситуации, видя все те ресурсы, которые потенциально можно задействовать для развития отношений, и ценить весь спектр того, что другой человек может увидеть в вас в заданный момент времени.
Выстраивайте отношения, учитывая взаимный интерес, и предварительно делайте «домашнюю работу». Слишком часто люди путают нетворкинг с простым использованием других людей в своих личных целях. Однако нетворкинг только тогда эффективен, когда он стимулирует к действиям обе стороны и дает преимущества каждой из них. Контакты, основанные на общих интересах, могут оказаться очень полезными и не вызовут никаких негативных эмоций.
Помните о том, что нетворкинг позволяет вам постоянно открывать новое и учиться. Если вы рассматриваете налаживание контактов как очередную возможность для профессионального и личностного роста, а не как «необходимое зло», подобная стратегия будет эффективной. В конечном итоге вы будете относиться к нетворкингу с бОльшим энтузиазмом. Если вы открыты к тому, чтобы постоянно учиться у людей вокруг вас, вы будете оценивать налаживание отношений как дар, а не как что-то корыстное.
Материал подготовлен специально для читателей сервиса «Яндекс.Дзен» на основе статьи Франчески Джино в HBR Россия «4 совета по налаживанию деловых связей». Другие материалы о построении коммуникаций вы всегда можете найти в разделе «Карьера» на сайте hbr-russia.ru.