Найти тему
Мир творческих людей

Ростислав Плятт: солдат, не стремившийся стать генералом

Ростислав Плятт был талантливым актёром, и не менее талантливо мог бы себя проявить в других видах деятельности. Но на все предложения он отшучивался, мол, не из тех солдат, что стремятся стать генералами. Любовью всей его жизни был театр, и он выходил на сцену, пока держался на ногах.

Ростислав Иванович Плят — это позже он изменит отчество на «Янович» и добавит ещё одну «т» в фамилию — родился в Ростове-на-Дону, хотя мама его была из Украины, а отец из Польши. Мать давно страдала туберкулёзом и умерла, когда Славе было всего лишь семь лет. После её смерти отец, бывший хорошим юристом, вместе с сыном перебрался в Москву.

Ещё в школе Ростислав увлёкся театром и посещал драмкружок, которым руководил известный артист Владимир Фёдорович Лебедев. Он заметил юное дарование, и по его рекомендации Плятт поступил на курсы актёра, режиссёра и педагога Юрия Завадского. С этим человеком дальнейшая жизнь Ростислава Яновича будет связана практически неразрывно.

По окончании учёбы Плятт следует за своим наставником, служа в театрах, которыми руководит Юрий Александрович, пока, наконец, они оба не оседают в театре Моссовета. Именно здесь Ростислав Янович воплотит на сцене самые яркие свои образы. Он будет играть в спектаклях по Чехову и Островскому, Грибоедову и Шоу, Достоевскому и Ибсену.

Создавая комедийные и драматические образы, Ростислав Янович в душе всегда оставался мальчишкой-хулиганом, хоть и интеллигентным. Он часто и со вкусом шутил, в том числе и над коллегами. Современники рассказывали, что в одном из спектаклей Плятту надо было пройти через всю сцену, приветствуя других героев и снимая перед ними шляпу. При этом зрители могли видеть только его затылок, другие же актёры в это время стояли лицом к залу. В итоге каждый раз, когда Плятт снимал шляпу перед очередным визави, тот еле сдерживался от смеха, чтобы не сорвать спектакль. Как потом выяснилось, Ростислав Янович написал себе на лбу неприличное слово.

В кинематографе он дебютировал в небольшой роли в картине «Ленин в 1918 году». Но первый успех его ждал после выхода фильма «Подкидыш», где он впервые сыграл в тандеме с Раневской. По воспоминаниям знакомых, Плятт был чуть ли не единственным коллегой, который сумел подружиться с Фаиной Георгиевной.

Когда началась Великая Отечественная война, Ростислав Янович остался в Москве. В это время он активно работал на радио. В послевоенное время Плятт достаточно много снимался и каждому герою дарил хотя бы частичку своего обаяния. Ему часто приходилось играть иностранцев, но самым любимым из них — как для зрителей, так и для самого актёра — стал пастор Шлаг из «Семнадцати мгновений весны».

Говорят, что благодаря Ростиславу Яновичу в фильме появилась фраза: «У Штирлица защемило сердце. Он увидел, что пастор совсем не умеет ходить на лыжах…» Дело в том, что Плятт действительно впервые встал на лыжи именно во время съёмок этого фильма. Перед коллегами он поручился, что сможет сделать всего лишь пять шагов, так и произошло, после чего артист упал. А в сценарии появились новые слова.

Но не только внешность актёра хорошо знакома зрителям. Все прекрасно знают и его голос: помимо работы на радио, которую он не бросал с военных лет, Плятт занимался озвучкой мультфильмов и начитывал аудиосказки и радиопостановки. А потом, усмехаясь, спрашивал у коллег: «А не много ли у нас пляттства на радио?»

В своей книге «Без эпилога» народный артист СССР писал: «Я люблю свою профессию. Иногда, правда, горевал, что не занимаюсь ни режиссурой, ни педагогикой. Но актёрское дело насыщало меня целиком. Я прожил счастливую жизнь: никогда не знал простоев, играл, что хотел, и почти всю свою творческую жизнь провёл под крылом у Завадского. Мне можно только позавидовать».

Его последней киноработой стала картина «Визит к Минотавру». Критики считают, что роль Николо Амати оказалась лучшей в творчестве Плятта. Артист умер в 80 лет, но оставил после себя, как и великий мастер струнных инструментов, богатое наследие.