Найти тему
Армянский музей Москвы

К 90-летию Ашота Мелконяна: все об армянском художнике, покорившем мир

В марте исполнилось 90 лет со дня рождения Ашота Мелконяна — одного из самых удивительных и тонких представителей армянской живописи XX века, основателя армянского неореализма, чьи работы хранятся в разных музеях мира, включая Третьяковскую галерею и музей Людвига в Аахене. Чем Мелконян нам запомнился? Рассказывает искусствовед Марианна Манучарян, научный сотрудник музея Сергея Параджанова в Ереване.

Ашот Мелконян. Источник: wikimedia.org
Ашот Мелконян. Источник: wikimedia.org

Поэтический язык

Гуманистичность, тонкое поэтическое мировосприятие и острое чувство современного, своеобразие «мелодического» языка живописи позволяют считать Мелконяна не только художником, но и поэтом. Глубокое индивидуальное осмысление жизни, стремление показать её светлую гармонию, утвердить в мире чувство высокого оптимизма — вот пафос поэтической кисти художника.

«Семья». Источник: visualrian.ru
«Семья». Источник: visualrian.ru

Окружение

Творчество Ашота Мелконяна (1930–2009) позволяет говорить об особенностях характера художника. Он сформировался как личность в 1960-е годы — в «суровый» период советского изобразительного искусства. Что происходило в это время в Армении? В Союзе художников Армении появилась молодая поросль — художники, которые впоследствии принесли широкую известность армянской живописи. Это живописцы Акоп Акопян, Генрих Сиравян и Рафаэль Саргсян. В этой среде вращался и художник Ашот Мелконян.

«Скрипач», 1983 год, Музей Людвига в Аахене. Иллюстрация предоставлена Марианной Манучарян
«Скрипач», 1983 год, Музей Людвига в Аахене. Иллюстрация предоставлена Марианной Манучарян

Биографические данные

Он родился 1 марта в 1930 года в Ростове-на-Дону. В 1935 году его семья переехала в Армению, в Ленинакан (Гюмри). Среда, в которой рос будущий живописец, была творческой. С ранних лет мать, педагог-музыкант по профессии, привила ему неугасимую любовь к музыке, а дядя, театральный художник, воспитал живой интерес к изобразительному искусству. В 1945 году Мелконян oкончил Ленинаканскую художественную школу им. С. Меркурова. Потом учился в училище имени П. Терлемезяна, затем на факультете живописи Ереванского художественно-театрального института у О. Зардаряна.

Любовь к культуре родного народа, к национальной музыке армян подтолкнула Малконяна к избранию темы для дипломной работы, посвящённой гениальному армянскому композитору Комитасу. В этой учебной работе раскрылась в полной мере одаренность молодого живописца — те качества его творчества, которые ярко проявились в будущем — в его полифонически звучащих работах. Позднее Ашоту Мелконяну было присвоено звание заслуженного художника Армении. До восьмидесятых годов XX века он преподавал живопись в Армянском государственном педагогическом институте им. Х. Абовяна, а в девяностые эмигрировал во Фресно (США), где и прожил до конца жизни.

Дипломная работа А. Мелконяна «Весна», 1956 год. Иллюстрация предоставлена Марианной Манучарян
Дипломная работа А. Мелконяна «Весна», 1956 год. Иллюстрация предоставлена Марианной Манучарян

С 1957 года Мелконян стал активно участвовать в выставках. Затем стал членом Союза художников Армении, а в 1965 году он получил первую бронзовую медаль на Втором республиканском фестивале молодых художников. В 1970 году ещё одна важная награда — бронзовая медаль за картину «Будущий строитель». 

Особенности художественного языка

«Белый конь», Национальная галерея Армении. Иллюстрация предоставлена Марианной Манучарян
«Белый конь», Национальная галерея Армении. Иллюстрация предоставлена Марианной Манучарян

Светлая лирика пронизывала ранние произведения художника. Это — жанровые картины, среди которых наиболее заметны «Пробуждение весны», «На берегу реки», «Белый конь». Специалисты, изучающие творчество Мелконяна считают, что именно в этих работах определился круг интересов мастера и сконцентрировались стилевые черты присущей ему «кисти». В них выявилась и удивительная любовь художника к простым деталям, к житейскому и бытовому — к правде жизни, такой, какая она есть. Неореализм, как изобразительный приём нашел отражение в работах Мелконяна. Его герои — обычные люди «из соседней квартиры», зафиксированные им в пиковый момент глубочайшей задумчивости. И пусть герой Мелконяна часто меланхолик, в нём всегда присутстуют черты романтизма.

Портрет как воплощение мечты

Автопортрет, 1985 год. Иллюстрация предоставлена Марианной Манучарян
Автопортрет, 1985 год. Иллюстрация предоставлена Марианной Манучарян

С середины 60-х годов портреты занимали значительное место в творчестве художника. Как говорил сам Мелконян, он хотел выразить через этот жанр в своём творчестве душевное состояние своих современников. Имел место и психологический компонент — художник стремился думать, постигать тайны человеческой души, намеревался воплотить мечты людей через живопись.

Может, это и есть объяснение? Ведь в портретах Мелконяна наряду с индивидуальными особенностями изображённых мы чувствуем разнообразное настроение и видим яркое воплощенное состояние души героев картин. И, может быть, поэтому в портретных образах Мелконяна всегда присутствует психологическое напряжение, которое подолгу удерживает зрителя около них?

Ашот Мелконян обладал ценнейшей способностью — всегда удивляться красоте жизни, человека и природы. Он сам был убедительным, но ещё и умел искренне убеждать искусством других. 

«На берегу реки», Национальная галерея Армении. Иллюстрация предоставлен Марианной Манучарян.
«На берегу реки», Национальная галерея Армении. Иллюстрация предоставлен Марианной Манучарян.

Фрески по мотивам песен Комитаса

Реализовался Ашот Мелконян и как художник-муралист. Его прекрасные фресковые работы есть в Ереване, Эчмиадзине и Гюмри. Сюжет и живописная логика художника во всех его росписях обладают центричностью — это человек и его внутренний мир.

Росписи большого купола духовной семинарии Геворгян. Источник: izi.travel
Росписи большого купола духовной семинарии Геворгян. Источник: izi.travel

Самая известная работа Мелконяна — фрески 1969 года, когда по случаю 100-летия Комитаса был расписан купол духовной семинарии Геворкян [тогда музей. — Прим. ред.]. Росписи содержат серии сцен с изображением сюжетов, заимствованных из песен Комитаса. Идея программы фресок принадлежала Ашоту Мелконяну. Вместе с Мелконяном над фресками работали и его коллеги — художники Акоп Акопян, Генрих Сиравян и Рафаэль Саргсян.

Глубоко национальные по сути, мастерски исполненные в духе своего времени, но с опорой на армянскую живописную традицию, фрески купола семинарии Геворкян сегодня — мекка для истинных ценителей искусства.

Аналитик живописи, научный сотрудник музея Параджанова Марианна Манучарян специально для Армянского музея Москвы

Источник: i.etsystatic.com

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц