В марте исполнилось 90 лет со дня рождения Ашота Мелконяна — одного из самых удивительных и тонких представителей армянской живописи XX века, основателя армянского неореализма, чьи работы хранятся в разных музеях мира, включая Третьяковскую галерею и музей Людвига в Аахене. Чем Мелконян нам запомнился? Рассказывает искусствовед Марианна Манучарян, научный сотрудник музея Сергея Параджанова в Ереване.
Поэтический язык
Гуманистичность, тонкое поэтическое мировосприятие и острое чувство современного, своеобразие «мелодического» языка живописи позволяют считать Мелконяна не только художником, но и поэтом. Глубокое индивидуальное осмысление жизни, стремление показать её светлую гармонию, утвердить в мире чувство высокого оптимизма — вот пафос поэтической кисти художника.
Окружение
Творчество Ашота Мелконяна (1930–2009) позволяет говорить об особенностях характера художника. Он сформировался как личность в 1960-е годы — в «суровый» период советского изобразительного искусства. Что происходило в это время в Армении? В Союзе художников Армении появилась молодая поросль — художники, которые впоследствии принесли широкую известность армянской живописи. Это живописцы Акоп Акопян, Генрих Сиравян и Рафаэль Саргсян. В этой среде вращался и художник Ашот Мелконян.
Биографические данные
Он родился 1 марта в 1930 года в Ростове-на-Дону. В 1935 году его семья переехала в Армению, в Ленинакан (Гюмри). Среда, в которой рос будущий живописец, была творческой. С ранних лет мать, педагог-музыкант по профессии, привила ему неугасимую любовь к музыке, а дядя, театральный художник, воспитал живой интерес к изобразительному искусству. В 1945 году Мелконян oкончил Ленинаканскую художественную школу им. С. Меркурова. Потом учился в училище имени П. Терлемезяна, затем на факультете живописи Ереванского художественно-театрального института у О. Зардаряна.
Любовь к культуре родного народа, к национальной музыке армян подтолкнула Малконяна к избранию темы для дипломной работы, посвящённой гениальному армянскому композитору Комитасу. В этой учебной работе раскрылась в полной мере одаренность молодого живописца — те качества его творчества, которые ярко проявились в будущем — в его полифонически звучащих работах. Позднее Ашоту Мелконяну было присвоено звание заслуженного художника Армении. До восьмидесятых годов XX века он преподавал живопись в Армянском государственном педагогическом институте им. Х. Абовяна, а в девяностые эмигрировал во Фресно (США), где и прожил до конца жизни.
С 1957 года Мелконян стал активно участвовать в выставках. Затем стал членом Союза художников Армении, а в 1965 году он получил первую бронзовую медаль на Втором республиканском фестивале молодых художников. В 1970 году ещё одна важная награда — бронзовая медаль за картину «Будущий строитель».
Особенности художественного языка
Светлая лирика пронизывала ранние произведения художника. Это — жанровые картины, среди которых наиболее заметны «Пробуждение весны», «На берегу реки», «Белый конь». Специалисты, изучающие творчество Мелконяна считают, что именно в этих работах определился круг интересов мастера и сконцентрировались стилевые черты присущей ему «кисти». В них выявилась и удивительная любовь художника к простым деталям, к житейскому и бытовому — к правде жизни, такой, какая она есть. Неореализм, как изобразительный приём нашел отражение в работах Мелконяна. Его герои — обычные люди «из соседней квартиры», зафиксированные им в пиковый момент глубочайшей задумчивости. И пусть герой Мелконяна часто меланхолик, в нём всегда присутстуют черты романтизма.
Портрет как воплощение мечты
С середины 60-х годов портреты занимали значительное место в творчестве художника. Как говорил сам Мелконян, он хотел выразить через этот жанр в своём творчестве душевное состояние своих современников. Имел место и психологический компонент — художник стремился думать, постигать тайны человеческой души, намеревался воплотить мечты людей через живопись.
Может, это и есть объяснение? Ведь в портретах Мелконяна наряду с индивидуальными особенностями изображённых мы чувствуем разнообразное настроение и видим яркое воплощенное состояние души героев картин. И, может быть, поэтому в портретных образах Мелконяна всегда присутствует психологическое напряжение, которое подолгу удерживает зрителя около них?
Ашот Мелконян обладал ценнейшей способностью — всегда удивляться красоте жизни, человека и природы. Он сам был убедительным, но ещё и умел искренне убеждать искусством других.
Фрески по мотивам песен Комитаса
Реализовался Ашот Мелконян и как художник-муралист. Его прекрасные фресковые работы есть в Ереване, Эчмиадзине и Гюмри. Сюжет и живописная логика художника во всех его росписях обладают центричностью — это человек и его внутренний мир.
Самая известная работа Мелконяна — фрески 1969 года, когда по случаю 100-летия Комитаса был расписан купол духовной семинарии Геворкян [тогда музей. — Прим. ред.]. Росписи содержат серии сцен с изображением сюжетов, заимствованных из песен Комитаса. Идея программы фресок принадлежала Ашоту Мелконяну. Вместе с Мелконяном над фресками работали и его коллеги — художники Акоп Акопян, Генрих Сиравян и Рафаэль Саргсян.
Глубоко национальные по сути, мастерски исполненные в духе своего времени, но с опорой на армянскую живописную традицию, фрески купола семинарии Геворкян сегодня — мекка для истинных ценителей искусства.
Аналитик живописи, научный сотрудник музея Параджанова Марианна Манучарян специально для Армянского музея Москвы
Источник: i.etsystatic.com