Вы замечали, что многие сказки, легенды, верования, несмотря на географическую удалённость и разность менталитетов, как правило имеют одну и ту же основу?
Казалось бы, где Тибет и где мы?
Кто из нас не читал русские народные сказки, где рассказывается про живую и мёртвую воду? Разве только те, кто вообще читать не умеет.
Кажется - вот оно, наше, исконное.
Но оказывается не только наше.
В Тибете есть свои озёра с живой и мёртвой водой. При чём, если у нас только в сказках о таком можно прочитать, то в Тибете, где легенды основаны на реальных событиях, то есть привязаны к конкретным географическим объектам, всё это можно увидеть собственными глазами и потрогать собственными руками.
Наберитесь терпения. Я уже почти завершила свои рассказы про мистические и священные места Тибета. И сегодня под занавес этих историй - два самых главных озера Тибета и один очень маленький монастырь.
Озеро Манасаровар, оно же Мапам-Юмцо - озеро с живой водой.
Озеро Ракшастал, оно же Ланга-Цо - озеро с мёртвой водой.
И между ними возвышающийся на скале совсем маленький монастырь Чиу, что означает маленькая птичка.
Но прежде чем мы отправились знакомиться со всеми этими волшебными местами, мы окунулись в ванны, наполненные водой из горячих источников, чтобы смыть с себя пыль священных дорог.
Ну, правильно. Сколько же можно грязными ходить.
Место для принятия ванн выглядит на первый взгляд не очень. На второй тоже.
Вот такое более чем скромное помещение.
Но поверьте мне, стоит отбросить сомнения и предрассудки и полежать в горячей ванне после трёх дней пути вокруг Кайласа.
Каждому желающему помыться и погреться предоставляют вот такую комнату.
Ванна застилается одноразовым (я очень надеюсь) куском полиэтилена. После чего туда наливается вода.
Говорят, что вода из горячих подземных источников. Охотно верю. Откуда ещё здесь может быть столько горячей воды.
Помылись, теперь можно и по святым местам.
Конечно не очень хорошей идеей было после горячей ванны идти бродить по монастырям и озёрам на холодном ветру. И уже на следующий день наш автобус по количеству кашляющих мог сравниться с туберкулёзным диспансером.
Но можно ведь и с другой стороны посмотреть. И кашель, и высокую температуру списать на остатки выходившей из нас плохой старой кармы.
Или в свете последних событий, на модный нынче короновирус.
У меня после возвращения из Китая ещё неделю была высокая температура, сухой кашель и одышка. А потом само как-то рассосалось.
Просто в октябре про вирус с короной ещё никто не знал...
Но версия с кармой мне нравится больше.
Чиу Гомпа находится на вершине холма буквально в пятнадцати минутах ходьбы от помывочного центра.
Он действительно очень маленький и напоминает птичье гнездо, притулившееся среди скал.
Монастырь несмотря на его маленькие размеры, очень почитаем среди буддистов.
Здесь находится прижизненная статуя Будды Чомденде и пещера, где Гуру Рингпоче, он же Падмасамбхава провёл свои последние дни.
Буддийская школа Ньингма почитает его как второго Будду. О нём мало осталось исторических сведений, больше легенд и сказаний. Но точно известно, что он внёс самый значимый вклад в становление в Тибете буддизма и победе его над главенствовавшей тогда религией Бон.
В монастыре всего шесть монахов.
Мы пришли очень удачно, когда один из монахов находился внутри. Он читал мантры, и их распев окутывал небольшой зал.
А какие виды открываются с вершины холма!
Озеро Манасаровар, озеро Ракшастал и Кайлас.
Ну что ж. Сверху посмотрели на озёра. Пора с ними познакомиться поближе.
По легенде, озеро Манасаровар было первым сотворённым в сознании Брахмы объектом. Поэтому на санскрите название озера «Manas sarovara» образовано от слов manas (сознание) и sarovara (озеро).
Озеро Манасаровар и гора Кайлас считаются Священным озером и Священной горой, как Инь и Ян символизируют гармонию мужской и женской энергии. Гора Кайлас считается обителью бога Шивы, а озеро Манасаровар – его жены Парвати.
Последователи буддизма также полагают, что Манасаровар является легендарным озером Анаватапта, где королева Майя зачала Будду.
Озеро Манасаровар считается озером с живой водой.
По его берегам произрастает более 4000 видов растений, многие из которых целебные.
Воды насыщены полезными минералами. В озере водится много рыбы.
Индусы считают, чтобы избавиться от грехов, нужно искупаться в священном озере Манасаровар. Тибетцы же считают это осквернением священных вод и лишь омывают лицо священной водой или пьют воду из озера.
На берегу озера расположены монастыри и гестхаусы. В одном из них мы и заночевали.
Мы еще вернёмся на берег этого озера. А пока отправимся к его противоположности - озеру с мёртвой водой. Озеру Ракшастал.
Это озеро с солоноватой водой, где не водится ничего живого.
В отличие от почти всегда спокойного Манасаровара, здесь всегда ветер и волны как на море.
Манасаровар имеет имеет круглую форму, а Ракшастал вытянуто в виде месяца, что символизирует свет и тьму соответственно.
Эти два озера соединены протокой, но вода в них не перемешивается.
Баланс воды в этих озёрах символизирует баланс негативной и положительной энергий в мире.
В индуистской мифологии озеро было создано повелителем ракшасов демоном Раваной. На озере находился специальный остров, на котором он каждый день приносил в жертву Шиве одну из своих голов. На десятый день Шива смилостивился над ним и дал Раване сверхсилы.
Говорят, что можно окунуться в озеро Ракшастал, в озеро с мёртвой водой и тогда старая грешная оболочка погибнет. Затем надо окунуться в Манасаровар, и появится новая оболочка. Речь конечно же о энергетической оболочке.
Ну, в общем, всё как в русских народных сказках.
Опять же с оговоркой, что тибетцы в принципе не окунаются в эти озёра.
А мы посмотрели-посмотрели. Да что-то не решились. Такой ветер и холод, что там не только кармическая энергетическая оболочка отмереть могла бы.
И пока мои попутчики занимались чем-то странным на фоне озера, я решила поиграть с волнами в убегалки.
Победило озеро. А мне достались мокрые кроссовки.
Вечерело. И мы поехали обратно к Манасаровару.
По дороге заехали только ещё красоты окрестные с свете уходящего солнца посмотреть.
Себяшемся напоследок. Пора прощаться с этим сказочным миром и возвращаться в мир реальный.
А реальность наша была такова.
Изначально мы планировали заночевать на берегу озера Манасаровар в палаточном лагере.
- Лагерь так лагерь, палаточный так палаточный, нет проблем - сказали в компании, организовавшей нам этот тур.
И выдали всё необходимое для установки лагеря гиду.
Большую палатку-столовую и маленькие палатки.
Сначала мы поехали искать место, где бы его поставить.
Достаточно быстро (всего-то пару мест поменяли) выбрали приятного вида место. А дальше начался цирк.
Похоже наш гид и его помощники первый раз видели эту палатку. И понятия не имели, что с ней делать.
Они крутили её то так, то сяк. То один заходил внутрь, а другие пытались её растянуть. То они снова всё складывали и начинали установку палатки заново.
Я не вмешивалась в процесс ибо нафиг-нафиг.
Достаточно насмотревшись на их мучения с палаткой, попросила выдать мне обратно водителя с машиной, чтобы мы могли забрать уже всех остальных и ехать смотреть озеро Ракшастал, ну и прочие красивости.
Получила от нашего гида очередную порцию воплей. Водителя всё-таки забрала, потому что всей остальной группе было обещано, что мы быстро съездим, выберем место под лагерь и вернёмся за ними.
Ну, в общем с палаточным лагерем ничего не получилось.
Водитель был самым толковым из участников этой процедуры. Останься он, глядишь и вышел бы какой-то толк.
Впрочем, организация лагеря одной большой палаткой не ограничивалась. А на счёт того, что наш гид способен организовать и всё остальное - у меня были уже большие сомнения. Поэтому ночёвка в гестхаусе недалеко от озера стала хорошей альтернативой.
Заодно - хороший повод показать вам, что же такое гестхаус.
Вот такое незамысловатое строение.
Комнаты, где обычно 5-6-7 кроватей. Туалет на улице. Электричество по расписанию. И столовая с печкой, где можно поесть и посидеть погреться.
Все наши культурно-созерцательные и организационные вопросы мы успели решить ещё до того, как солнце окончательно отправилось спать.
Так что для кого-то из нас, кто не побоялся холода и не поленился дойти до берега озера, вечер закончился красивым закатом.