О загадочной Атлантиде нам известно из трудов древнегреческих философов, писателей и учёных: Геродота, Страбона, Прокла, Посидония, Диодора Сицилийского… Казалось бы, такой длинный список свидетельствует, что речь идёт о каком-то реальном, притом общеизвестном объекте. Увы, все они цитировали один первоисточник: диалоги Платона «Тимей» и «Критий». Атлантида по Платону лежала на западе от Геркулесовых столбов (так в античности называли Гибралтарский пролив), прямо напротив гор Атласа (т.е. северо-запада Африки). В один день этот огромный остров был разрушен землетрясением и поглощён морем. Согласно Платону, случилось это в середине X тысячелетия до н.э.
Платон пишет, что этот остров был дан богами Посейдону в личное пользование. В диалоге «Критий» рассказывается, как был использован этот дар: «Посейдон, получив в удел остров Атлантиду, населил ее своими детьми, зачатыми от смертной женщины, примерно вот в каком месте: от моря и до середины острова простиралась равнина, если верить преданию, красивее всех прочих равнин и весьма плодородная, а опять-таки в середине этой равнины, примерно в пятидесяти стадиях от моря, стояла гора, со всех сторон невысокая. На этой горе жил один из мужей, в самом начале произведенных там на свет землею, по имени Евенор, и с ним жена Левкиппа; их единственная дочь звалась Клейто. Когда девушка уже достигла брачного возраста, а мать и отец её скончались, Посейдон, воспылав вожделением, соединяется с ней. Произведя на свет пять раз по чете близнецов мужского пола, Посейдон взрастил их и поделил весь остров Атлантиду на десять частей, причем тому из старшей четы, кто родился первым, он отдал дом матери и окрестные владения как наибольшую и наилучшую долю и поставил его царем над остальными, а этих остальных — архонтами, каждому из которых он дал власть над многолюдным народом и обширной страной».
Благодаря покровительству могущественного божества, хозяина морей, Атлантида и населявший её народ процветали: «Многое ввозилось к ним из подвластных стран, но большую часть потребного для жизни давал сам остров, прежде всего любые виды ископаемых твердых и плавких металлов, и в их числе то, что ныне известно лишь по названию, а тогда существовало на деле: самородный орихалк, извлекавшийся из недр земли в различных местах острова и по ценности своей уступавший тогда только золоту. Лес в изобилии доставлял все, что нужно для работы строителям, а равно и для прокормления домашних и диких животных. Даже слонов на острове водилось великое множество, ибо корму хватало не только для всех прочих живых существ, населяющих болота, озера и реки, горы или равнины, но и для этого зверя, из всех зверей самого большого и прожорливого. Далее, все благовония, которые ныне питает земля, будь то в корнях, в травах, в древесине, в сочащихся смолах, в цветах или в плодах,— все это она рождала там и отлично взращивала».
Кроме самого острова, который «превышал своими размерами Ливию и Азию, вместе взятые», атланты владели также обширными колониями в западной части Средиземного моря, их власть «простиралась на весь остров, на многие другие острова и на часть материка, а сверх того, по эту сторону пролива они овладели Ливией вплоть до Египта и Европой вплоть до Тиррении». Тиррения — это страна тирренов, то есть этрусков. Получается, что как минимум часть Италии также была колонией Атлантиды. Но атлантам и этого было мало, они вознамерились покорить и свободных греков: «И вот вся эта сплоченная мощь была брошена на то, чтобы одним ударом ввергнуть в рабство и ваши и наши земли и все вообще страны по эту сторону пролива. Именно тогда, Солон, государство ваше явило всему миру блистательное доказательство своей доблести и силы: всех превосходя твердостью духа и опытностью в военном деле, оно сначала встало во главе эллинов, но из-за измены союзников оказалось предоставленным самому себе, в одиночестве встретилось с крайними опасностями и все же одолело завоевателей и воздвигло победные трофеи».
Но если бы греки некогда воевали против атлантов и одержали победу, о таком событии остались бы народные предания. Например, греки сохранили память о Троянской войне, которая произошла за три века до предполагаемого утопления Атлантиды. А про войну с атлантами нет упоминаний ни в одном из античных источников. Откуда сам Платон узнал про Атлантиду и её историю? По его словам, от мудрых египетских жрецов. Платон и в самом деле побывал в Египте в дни своей молодости. Но это произошло примерно за полвека до написания им диалога «Критий». И за всё это время Платон, написавший множество трактатов на самые разные темы, Атлантиде не посвятил ни единого слова.
Все эти несуразности не так уж сложно разъяснить. У древних греков и в самом деле некогда был враг, живший на острове к западу от Греции. Эта могущественная и богатая островная держава погибла в катаклизме, случившемся в XVII веке до н.э. Мощнейший взрыв, полностью разрушивший остров Санторин, уничтожил древнюю Крито-микенскую цивилизацию. Именно её история, как считают современные учёные, вдохновила Платона придумать ещё более далёкую и сильную островную державу, сгинувшую в морской пучине. В тот момент философу Платону, для иллюстрации его идей об идеальном общественном устройстве, понадобилась какая-нибудь неведомая страна, которая жила бы именно по таким законам и обычаям. Придуманная им Атлантида идеально подошла для этой цели.
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.
© Булат Мамлиев