Кто же не знает о таком танке как Т-90? Машина широко известна и произвела фурор в Сирии, а в наши дни Т-90 версии А постепенно будут улучшать до состояния М. Последние кстати – впервые дебютируют в парадном построении в честь дня Победы 2020. Но Человек знающий поймёт, что Т-90 этот тот же Т-72. Современный ОБТ России не далеко ушёл по концепции, прибавив в части важнейших параметров. Но тогда возникает вопрос – почему танк назвали именно Т-90?
История.
Танки серии Т-64 впервые появились в 1963 году, а в 1967 году их официально приняли на вооружение. Танки были новаторскими в целом ряде технических решений. Т-64 стал одним из первых танков с гладкоствольным, сперва 115, а позже и со 125 мм орудием. Так же, именно Т-64 обзавёлся полноценным автоматом, как его называли до 1973 года. Но самое важное – бронирование. Именно Т-64 задал моду на композитную многослойную броню, используемую до сих пор во всех странах, имеющих танковое производство.
Следующим после Т-64 стал Т-72. Крайне похожий внешне, с мелкими отличиями и равноценный в бою. Некоторые выделяют Т-72 в отдельное семейство, а некоторые предпочитают называть все машины семейством Т-64. На самом деле особой разницы нет – просто «семейство Т-72» вносит немного уточнений.
Дальнейшие танки создавались с оглядкой на Т-64 и Т-72, заимствуя у обоих всё самое лучшее, внося часть собственного. Одним из таких стал Т-80. Изначально, Т-80 создавался как Т-64 с газотурбинным двигателем, но испытания показали, что Харьковское шасси требует доработок. В конечном итоге, Т-64 сменили подвеску, гусеницы, облегчили корму, немного доработали башню и улучшили броню, заимствовав схему Т-72А. Так появился Т-80 образца 1976 года.
Если проводить параллели, то современный Т-90 должен быть аналогом Т-80, в том числе по глубине модернизации предшественника – как Т-80 стал апгрейдом Т-64, так и Т-90 должен стать эквивалентным улучшением Т-72. Но на самом деле, нововведений сделали не так уж и много.
Как появился Т-90?
Точная дата работы над будущим Т-90 неизвестна, но есть информация о начале 80-х. Тогда прорабатывались такие проекты как Объект 186 – Т-72 со сварной башней. Параллельно, были проекты принципиально новых танков с необитаемой башней. В СССР понимали, что такие машины не будут массовыми в ближайшее десятилетие и поэтому, нужны были проекты по модернизации имеющихся машин.
В конечном итоге. Велись разработки в двух направлениях – апгрейд уже созданных единиц техники и проект по улучшению новых машин старой конструкции. Наиболее успешными были Объект 187 и Объект 188. Первый – был глубокой модернизацией с увеличенным габаритом лобовой брони корпуса, новой 125 мм пушкой и сварной башней. В свою очередь Объект 188 заимствовал навесное оборудование от Объект 187 с перспективой на замену двигателя и башни.
Именно Объект 187 должен был получить новый индекс, в то время как Объект 188 был проектом поверхностной модернизации Т-72Б. Индекс машины был соответствующим – Т-72БУ – «Улучшенный».
Почему Т-72БУ переименовали в Т-90?
По сути, ранние Т-90 образца 1992 года мало чем отличались от Т-72Б и следовали проекту Объект 188, он же Т-72БУ. Причиной стал развал СССР, экономический кризис, желание возыметь новый танк, улучшить старый за минимальные деньги и привлечь потенциальных покупателей. С последним была огромная проблема.
В 1991 году, в результате операции «Буря в пустыне», репутация Т-72 была мягко говоря «подмочена». Никого тогда не интересовало, что Ирак не имел в своём распоряжении тысячи Т-72 За них сходили даже устаревшие Т-55, а иногда и лёгкие китайские Тип-62. Кроме того, все имеющиеся у Ирака танки Т-72 были польского или чешского производства, обозначающиеся как Т-72М. Они не имели композитной брони в башне, корпус с устаревшим наполнителем 70-х годов, более слабый двигатель на 780 л.с. вместо 840 л.с., а в номенклатуре не было управляемого вооружения.
В дополнение к выше сказанному, отмечу, что большая часть иракских танков были потеряны в результате действий авиации и пуска крылатых ракет, а не в прямых боестолкновениях с M1A1 или M60.
Если подытожить, то Т-90 получил свой индекс из-за плачевного состояния ВПК и неудачного стечения политических обстоятельств. После позора в Ираке 1991 года, Т-72 не взяла бы ни одна сколь-нибудь богатая страна и именно для реализации за рубежом, получения финансовой помощи и как следствие развития танкостроения нужен был новый танк, который производить не могли. Поэтому, проект Т-72БУ переименовали в Т-90.
Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.