И-153 - советский истребитель предвоенного периода. Всего в 1939-41 гг. произведено 3437 единиц.
Истребитель-биплан (иногда его называют полутораплан - поскольку крылья заметно разного размера) был задуман Н. Поликарповым как глубокая модернизация И-15 и И-15-бис. Основным направлением модернизации было увеличение скорости, для чего новый самолет получил убираемое шасси и более мощный двигатель. Верхнему крылу вернули характерную форму «чайки», как у И-15 (на И-15-бис крыло было прямым), но с увеличенным развалом, что позволило улучшить аэродинамику самолета и обзор с места пилота. Кроме того, устаревшие пулеметы ПВ-1 были заменены новыми ШКАС. Проект самолета получил обозначение И-153, был утвержден в ноябре 1937 г.
Первый опытный И-153 №5001 с двигателем М-25В завод изготовил в августе 1938 года. Известно, что заводских испытаний, закончившихся к октябрю, самолет не прошел. Выявилось большое количество дефектов: недостаточная жесткость крыльев, вибрация элеронов, тряска хвостового оперения.
16 июня 1939 года И-153 №6019, оснащенный двигателем М-62 перегнали с завода на аэродром НИИ ВВС и в течение 60 дней полностью испытали. Самолет развивал максимальную скорость 443 км/ч на 4600 метрах, набирал высоту 9800 метров, выполнял вираж за 13-13,5 секунд. Признавалось, что истребитель И-153 М-62 госиспытаний не прошел, прежде всего по причине недостаточной максимальной скорости - надеялись получить 462 км/ч. В связи с этой неудовлетворительной оценкой припомнили и другие недостатки, на которых ранее не заостряли внимания.
Испытатели утверждали, что обзор на самолете недостаточный, особенно при взлете и рулении по аэродрому. Предлагалось установить новый центроплан, также типа «чайка», но с улучшенным обзором, хвостовой костыль оборудовать баллонным колесом. Самолет, однако, уже находился в серийном производстве и такие кардинальные переделки были нереальны.
Интересно, что на И-153 проводились даже эксперименты с подвесными прямоточными воздушно-реактивными двигателями. Они позволяли увеличить скорость на 40-60 км/ч, но были очень несовершенны. Далее экспериментов дело не пошло.
Базовая серия была вооружена четырьмя 7.62-мм пулемета ШКАС (2500 патронов). Выпускались также модификации И-153БС с 4 x 12,7-мм пулеметами УБС и И-153П - с двумя синхронными пушками ШВАК (300 снарядов).
Серийное производство осуществлялось московским авиазаводом №1, выпустившим до 1941 г. 3437 самолетов И-153 (1011 в 1939 г., 2362 в 1940 г. и 64 в 1941 г), из них 345 с моторами М-63, остальные - М-62.
Первым сражением для «Чаек» стали бои на Халхин-Голе в середине 1939 г. В июле-августе в район боевых действий прибыло в общей сложности 70 И-153, показавших себя весьма неплохими истребителями. Самолет показал преимущество в скорости и маневренности над японским истребителем-монопланом Ки-27.
К началу советско-финляндской войны у границы с Финляндией сосредоточили 119 И-153 ВВС РККА. В начальный период конфликта использование «Чаек» на фронте отмечалось как эпизодическое - большинство И-153 несли боевое дежурство в системе ПВО Ленинграда. Их боевое применение активизировалось в феврале-марте 1940 г. для сопровождения бомбардировщиков. Восемь советских И-153 различной степени исправности стали финскими трофеями и в дальнейшем использовались в ВВС Финляндии.
Летом 1941 года наряду с истребителем И-16, "Чайка" являлась основой истребительной авиации Советского Союза. Накануне нападения Германии на СССР в истребительных полках приграничных округов имелось порядка 1300 И-153 (примерно 30% их состава, второе место по численности после И-16), ещё более 200 самолетов числилось в морской авиации.
Хотя к началу войны И-153 уже достаточно устарели, противостоять немецким истребителям они не могли, но против бомбардировщиков и разведчиков противника они применялись с некоторым успехом. Весьма распространены «Чайки» были и в частях ПВО.
В 1942 г. эскадрильи И-153 были включены в состав некоторых ночных бомбардировочных авиаполков для прикрытия У-2.
В самом начале войны значительное количество "Чаек" были расстреляны немцами на земле.
По состоянию на 1 июля 1942 г. советская фронтовая авиация располагала 83 И-153, а год спустя их осталось на фронте 36 единиц. Естественно, о широком боевом применении речь не шла, но для прикрытия внутренних конвоев в Белом море ВВС Северного флота применяли И-153 вплоть до мая 1945 г.
Помимо ВВС СССР самолеты И-153 применялись в ВВС Финляндии (трофеи финнов и трофеи немцев, проданные Финляндии) и в Китае (93 самолета были переданы Китаю в 1940 году).
В музеях сохранилось несколько машин разной степени комплектности. Есть несколько реплик, в том числе и летающих на авиашоу.
Характеристики И-153 (базовая серия)
Размах крыла - верхнего 10,00 м, - нижнего 7,50 м
Длина 6,18 м
Высота 3,00 м
Площадь крыла 22,10 м2
Масса - пустого 1348 кг, - нормальная взлетная 1765 кг, - максимальная взлетная 1859 кг
Двигатель М-62 мощность 800 л.с.
Максимальная скорость - у земли 366 км/ч, - на высоте 426 км/ч
Практическая дальность 740 км
Практический потолок 11000 м
Вооружение 4 х 7,62-мм пулемета ШКАС (2500 патронов), неуправляемые ракеты до 8×РС-82, бомбы до 200 кг
Набор от ICM.
Уровень сложности: Конструктивно просто, но самолетик очень маленький, детали мелкие.
Пластик: Хорошее литье, серый пластик. Но надфиля требует.
Инструкция: Минимальная. Но понятно.
Детализация: Слабая. Кокпит почти пустой. Но литье передает "каркасный" рельеф, смотрится хорошо.
Сборка: Все довольно просто, но относительно мелко. Шасси слабовато крепятся.
Окраска: Темно-зеленый Звезда мастер-акрил 35 + черный Звезда акрил 20 сверху и 23 авиационный голубой снизу.
Декали: Минимальные. Звезды и номер
Цена: 490р.
Итого.
Плюсы: Приличное литье с выдержанным рельефом. ICM - немногие, кто делает И-153.
Минусы: За такой малодетальный набор - кажется несколько overpriced (особенно в сравнении с наборами от Звезды, которые за меньшие деньги умудряются делать очень прилично).
Что получилось