Найти тему
Визуал

Как сложилась судьба афганской беженки с завораживающими зелеными глазами со знаменитого снимка (1985 год)

Взгляд этой красивой афганской девочки как будто заглядывает прямо в душу. Глубокие зеленые глаза приковывают к себе внимание. В них читаются и испуг, и напряжение, и какое-то детское любопытство.

Вы почти наверняка видели этот кадр, впервые опубликованный на обложке популярного журнала National Geographic за июнь 1985 года. А хотите увидеть, как эта девочка – Шарбат Гула – выглядит сейчас, в 47 лет и узнать, как сложилась её жизнь?

Фото сделаны в 1985 и 2002 годах: Стив Маккарри/National Geographic.
Фото сделаны в 1985 и 2002 годах: Стив Маккарри/National Geographic.

Девочку, которую знают по известному снимку во всем мире, долгое время называли просто «афганской Моной Лизой». Её имя было никому не известно. В 1984 году команда журнала National Geographic вместе с фотографом Стивом Маккарри собирала материал о жизни беженцев на афганистанско-пакистанской границе. В лагере Насир-Баг они попросили разрешения пообщаться с учениками начальной школы. Одной из учениц была 10-летняя Шарбат Гула (приблизительно, точную дату рождения она и сама не знает).

Стив Маккарри сделал несколько кадров и узнал, что девочка жила в деревне в провинции Нанганхар на границе с Пакистаном. Афганская война не жалела никого. Родители погибли под обстрелом. Брат остался за старшего. Да, Гула во всём винит советских солдат и так их и не простила. Семья бежала. Две недели девочка вместе с братом и тремя сестрами шли через горы, чтобы попасть в лагерь беженцев.

Знаменитая обложка и её автор, фотограф Стив Маккарри/Фото: Wired.com.
Знаменитая обложка и её автор, фотограф Стив Маккарри/Фото: Wired.com.

Когда фотография с зеленоглазой афганкой вышла в National Geographic, она мгновенно стала знаменитой. В ней было столько смыслов. Снимок стал символом проблемы беженцев. Девочка казалась и напуганной, и растерянной, и такой… красивой! В ней было больше скрытого, уж простите за образ, гламура, чем у профессиональных моделях. Само собой, многие захотели помочь афганке, послать ей денег, даже удочерить. Но дело в том, что Стив Маккарри не знал, как её зовут. В тот день в начальной школе он работал без переводчика.

Найти снова «афганскую Мону Лизу» удалось лишь много лет спустя. В 2002 году журнал National Geographic разыскал Гулу в районе рядом с пакистанским городом Пешавар. Биометрия показала полное соответствие радужки глаза изображению на знаменитом фото, но Стив Маккарри заявил, что сразу узнал свою героиню. Ей было уже 30, замужем, с детьми, почти всегда в парандже. Чтобы сделать новый кадр, Шарбат пришлось просить разрешения у мужа. И это, конечно, была уже не та девочка с загадочным взглядом.

Фото: коммерческая телекомпания в Афганистане TOLO TV/YouTube.
Фото: коммерческая телекомпания в Афганистане TOLO TV/YouTube.

Недавно я увидел Шарбат Гулу на YouTube в передаче для TOLO TV, коммерческого телевидения Афганистана. Два бойких ведущих в пиджачках интервьюировали землячку. Надо заметить, что в конце 2016 года женщину вместе с семьей депортировали из Пакистана. Причина – она много лет жила в стране с поддельным удостоверением личности. Общераспространенная практика там. Шарбат провела две недели в заключении, а после её с тремя дочерями отправили в Афганистан.

Фото: коммерческая телекомпания в Афганистане TOLO TV/YouTube.
Фото: коммерческая телекомпания в Афганистане TOLO TV/YouTube.

Гуле повезло, что на родине с её помощью решили показать, что страна своих не бросает и не забывает. Её встретил лично президент Ашраф Гани и подарил… квартиру в Кабуле площадью почти в 300 квадратных метров. Ей назначили хорошую пенсию. Но, знаете, на передаче на афганском ТВ Шарбат не выглядела особо радостной. Кто-то скажет: смущалась. Но, увы, по лицу прям видно, какая тяжелая жизнь выпала на её долю. Мне даже показалось, что глаза потухли. Хотя...

Так Шарбат Гула выглядит сейчас. Фото: администрация президента Афганистана.
Так Шарбат Гула выглядит сейчас. Фото: администрация президента Афганистана.

Замуж в 16, жизнь по строгим религиозным правилам, постоянная бедность и чувство тревоги. Муж скончался от гепатита С, сама тоже больна. Ведущие спрашивают Гулу, мол, правда, что взгляд ваших зеленых глаз исцеляет, как думают многие? А женщина, чуть ли не впервые за всё интервью улыбнувшись, отвечает:

«Если бы это было так, моя жизнь не была бы такой тяжелой…»

Что ж, будем надеяться, что хоть сейчас афганской Моне Лизе удастся пожить спокойно, в мире и достатке.