Сегодня "генератором чернухи" называют интернет: новостные порталы облеплены заголовками один другого черней и гаже. Увы, так мы устроены, и не интернет в этом повинен. Еще в позапрошлом веке британские газетчики вывели правило: лучшая новость - худшая новость. Технологии ушли вперед, люди остались людьми. Заголовки вроде "свинушка-убийца", "смертоносные подосиновики-оборотни", "антинародные власти запрещают собирать грибы" впитывают куда больше читательского внимания, чем статья "о редких видах млечников в лесах северного Подмосковья".
А может, хватит пугать народ? Может, настало время прилюдно распотрошить несколько старых пугал? Три группы грибов, совершенно нормальных, любимых в народе грибов давно уже служат мишенью для самых безобразных и глупых спекуляций. Не будем про свинушки, не будем и про строчки. "Случаи разные бывают", и где дым стоит столбом, там, если как следует покопаться, можно отыскать и огонь. Только однозначные истории! Каковы же они, оболганные и оклеветанные наши грибы?
1. Опенок, бывший друг желудка
Откройте любой старый (или не старый, но не прошедший "адаптации") переводной справочник на странице об опятах. Чем западнее проживает автор, тем строже будет вердикт. Осенний опенок (Armillaria mellea sensu lato) - ядовит. Ядовит, и точка!
Понятно, почему издатели переводных справочников всё внимательней работали над адаптацией, приглашая в качестве научных редакторов не только друга свёкра, который заядлый грибник, но и настоящих специалистов. Подобные инсинуации в адрес самого народного гриба России (а грибы, как и артисты, бывают заслуженные, а бывают - народные!) авторитета справочнику, да и издательству в целом, не добавляли. Грязь к опятам не липла.
Дело здесь, конечно, в разности трактовок. Плохо проваренные опята действительно способны обеспечить торопливому едоку тесную дружбу с отхожим местом. Но в наших дефинициях к "ядовитости" это не относится. Варить надо. Тоже мне, новость.
Хотя, пишут, в Норвегии все опята, весь род Armillaria, относят к грибам совершенно ядовитым, варить которые бесполезно. Что это - верность традиции? Какой-то превратно понятый прецедент? Какой-то отдельный вид этого крайне запутанного рода, действительно ядовитый, но распространенный только в Скандинавии? Темна вода в облацех. Нашим людям, привыкшим собирать опята, приходится сталкиваться там с общественным прессингом. Но наши люди справляются.
Кстати сказать, многочисленные "ложные опята", которыми нас издревле пугали авторы советских еще справочников, тоже ни в чем таком не виноваты. Кроме ложноопенка серно-желтого: этот правда вызывает расстройство желудка, да и невкусный. А вот ложноопенок кирпично-красный многие собирают и любят.
2. Ребятам о "мышатах"
Разнообразные осенние рядовки, которыми полнятся наши светлые сосновые боры, еще с советских лет проходят в наших справочниках как "малоизвестные, но хорошие съедобные грибы". В доинтернетные времена грибной раздробленности воззрения грибников были поляризованы: те, кто сроднились с борами, грибы зеленушки (Tricholoma equestre) и серые штриховатые рядовки (Tricholoma portentosum) ценили очень высоко. В кругу южан славились и рядовки землистые, "мышата" (Tricoloma terreum), берущие если не качеством, так числом. Но люди, выросшие в лиственных и еловых лесах, ни о каких рядовках и слышать не хотели. Те же самые люди, которые называли подберезовики и польские "благородными грибами", при встрече с редкой в их краях зеленушкой брезговали даже пинать ногой - так просто проходили.
Так что слухи о ядовитости многих рядовок, в частности, зеленушек и землистых "мышат", легли на благодатную почву. Все-таки березовых грибников у нас заметно больше, чем боровых, природное преимущество на их стороне.
Сейчас трудно сказать, что началось раньше. По реконструкции вдумчивых людей с нашего грибного форума вначале была всё-таки зеленушка. В начале XXI века группа японских ученых, обеспокоенных длительными проблемами с финансированием их изысканий, изобрела новый ядовитый гриб. Им стала любимая не только в нашем народе зеленушка; паровозом за ней пошел еще целый ряд рядовок. Как "доказали" японские токсикологи, употребление зеленушки мышами в количестве, в котором никто по своей воле пожирать грибы не будет, приводит к опасной болезни почек - рабдомиолизу.
Вскоре эстафету подхватили китайские товарищи, проявив свойственный им творческий подход в воспроизводстве чужих достижений. Оказывается, землистая рядовка ядовита тоже! И тоже - рабдомиолиз. Пускай раздраженные китайским творчеством немцы тут же доказали, что для получения симптомов заболевания взрослому человеку необходимо съесть не менее 46 килограммов этих рядовок - в целом-то китайские товарищи правы! Мыши, которым многие годы вводили вытяжку из "мышат", действительно все умерли. Причем уже давно.
Кстати, многие хорошие рядовки перед употреблением лучше отваривать, а отвар сливать. Те же зеленушки, штриховатые, землистые. Это не из-за риска рабдомиолиза - угроза попроще. Но лучше постараться и на фоне разоблачений нелепых китайских угроз не впадать в противоположную крайность. Один горький корнеплод ничуть не питательней другого.
3. Убивающий груздь и диарейный млечник
И наконец самая страшная часть нашей истории. В конце 80-х, когда у нас в продаже появились первые переводные справочники, к печатному слову относились совсем иначе. Прочитав, что наша чернушка, черный груздь (Lactarius necator) для иностранцев "груздь-убийца", а волнушка - "поносный млечник" (да, помним и такие переводы - еще бы, пьянящая свобода слова хлынула во все щели!), так вот, впечатлительные люди тогда не просто писали возмущенные письма в издательства, газету "Труд" и телепередачу "Здоровье" - они натуральным образом приходили в редакцию и устраивали скандал с элементами физического воздействия. Еще бы - в книге написали (в книге! вы сейчас и не представляете, что это значило) неправду!
Необходимо признать, что многих, включая меня, это бесит и по сей день, хотя в книгах чего уже только не встретишь. Но когда полуобразованный юноша из интернет-СМИ затыкает дыру в полосе креативным заголовком вроде "Черный груздь - смертельно опасный двойник подберезовика", хочется то ли написать письмо в редакцию, то ли разыскать автора и провести с ним культурную дискуссию в физиологической плоскости. Особенно если в тексте встретится слово "некаторин". Канцероген. Мутаген. Канцерогенный мутаген. Мыши мрут от него как сами не свои.
Казалось бы, давно уж лопнул этот "некаториновый пузырь", но в минувшем сезоне чернушка внезапно вернулась на первые полосы грибной жизни, - лет десять мы ее толком не видели, и вот те нате, хрен в томате, - она вернулась, а вслед за ней забил фонтанчик лжи. Большие СМИ достали из нафталина "мутаген-канцероген некаторин", мелкие блогеры, всегда готовые подвывать успешным трендам, подхватили этот жупел и размахивали им, как тряпкой на палке, до глубокой осени.
Нельзя сказать, что некаторина не существует. Он есть. Нельзя даже однозначно сказать, что он не опасен. Возможно, опасен. Что можно сказать однозначно - он крайне нестабилен; даже если он правда обладает приписываемыми ему свойствами, то проникнуть в организм человека он может лишь одним способом. А именно, если его выделить из грибов (а лучше синтезировать, потому что для получения опасной дозы грибов перебирать придется очень много!), а потом пустить по вене. Иначе никак: распадется еще по дороге в желудок.
Вот и выходит: некаторин, очернивший нашу чернушку, просто токсикологический симулякр. С научной точки зрения есть, с практической - отсутствует. Хотелось бы на этом вопрос ядовитости черного груздя взять и закрыть - но знаю, что наступит лето, и интернет снова запестрит безупречными с точки зрения заголовками типа: "Осторожно, груздь-убийца!". И это снова будут читать и комментировать, будто в первый раз...
На фоне некаторинового груздя нашей любимой волнушке повезло больше. Никаких аргументов в пользу ее вредоносности наука не выдвинула. Просто не понравилась она первому исследователю, сорвал он ее, понюхал, откусил, пожевал, на как понесся вдруг в кусты... А после, оправившись от внезапного удара, на последнем клочке бумажки сделал запись: волнушка розовая - Lactarius torminosus, сиречь "млечник диарейный". С тех пор за волнушкой, розовым и пушистым нашим любимцем, закрепилась дурная слава. Любопытно, что волнушка белая, совершенно аналогичный во всём, кроме окраски, гриб, называется вполне нейтрально. Надо полагать, ученый миколог, давший грибу имя, не стал откусывать от шляпки край, или просто был брюхом покрепче. Так вот подумать - какое малосущественное обстоятельство может определить судьбу на долгие века!..
Вот и всё пока. (Прошу прощение за многословие - полнолуние сегодня...) Увы, не вошел в обзор "сатанинский гриб" - просто не поместился; в любом случае, это чудо южной природы заслуживает отдельного разговора. А если вы напомните мне о других хороших грибах, которые кто-то пытается перекрасить в ядовитые - я буду очень признателен. Кстати, не забывайте ставить публикации "собачки" - если вам, конечно, понравилось; да и подписаться на канал не помешает. Потому что сезон-то вот он уже. Почти.