Найти тему

Возрастная психология. Теория развития сознания Л.С. Выготский

Л. С. Выготский, автор культурно-исторической теории развития сознания, считал, что сознание не формируется вне общества.

Вот основные положения этой теории:

  • При переходе от животного к человеку произошло важнейшее изменение отношений с окружающей средой через овладение орудиями.
  • Овладевая природой при помощи орудий, человек научился владеть и собственной психикой: у него появились высшие психические функции (мышление, речь).
  • Человек овладевает и собственным поведением также при помощи орудий — особых, психологических, которыми являются знаки.

Выготский считал, что основными элементами сознания, его своеобразными «клеточками» являются значения слов, поэтому развитие сознания происходит с развитием речи, через коммуникацию с другими людьми.

Культурно-историческую теорию доказывает, например, феномен существования «детей-маугли» - воспитанных сообществом животных. К сожалению, найденные уже в довольно взрослом возрасте, они не смогли войти в сообщество людей, освоить речь и развить свое мышление до приемлемого уровня. Несмотря на полноценный человеческий мозг, их развитие осталось на уровне животного.

Выготский считал, что сознание не дано человеку изначально и не порождается природой, оно формируется только обществом, через включение нового его члена в общую, принятую социумом картину мира, которая описывается именно через речь.

Если это действительно так, то на этом может быть основано, например, такое явление, как менталитет: совокупность особенностей языка, национальных традиций, верований. Можно вспомнить о том, что фольклор или народное творчество передавалось изначально устно. Письменность была уже более поздним продуктом человеческой цивилизации, а первоначально существовали песни, стихи, считалки, игры — формы сохранения знаний об окружающем мире и обществе.

Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы