Мораль, нравственность, гуманизм.. Кажется эти категории немыслимы на войне, где люди убивают друг друга. Мы сегодня поговорим о самом распространённом негласном табу на убийство в военном конфликте - это расстрел лётчика спускающегося на парашюте.
Это правило было очень распространено в Первую Мировую войну, что неудивительно. Лётчики тогда были не то, что элитой, а отдельной кастой. Расстрелять беспомощного «коллегу по ремеслу», пусть и противника - это считалось форменным свинством.
Но, времена менялись, авиация стремительно росла. За штурвалом сидели уже не только аристократы, война приобретала окрас быть тотальной, где на кон ставилось всё, главное - нанести максимальный урон противнику. Ну, а на мораль можно закрыть глаза...
Обзор начнём со страны Восходящего Солнца. К сожалению, я не читал Кодекс Самурая, но точно знаю, что (по известным причинам) там ничего не сказано, что стрелять в лётчика, спускающегося на парашюте, нельзя. Не запрещено, значит - разрешено.
Халхин-Гол 1939 год. Начнём пожалуй с ужасающего случая, который произошёл 24 июля. Спускавшийся на парашюте штурман советского бомбардировщика СБ старший лейтенант Владимир Константинович Елисеев из 38-го скоростного бомбардировочного авиационного полка был протаранен крылом японского истребителя. Сильным ударом крыла были отрублены обе ноги несчастного лётчика, и он погиб от болевого шока и потери крови.Это не убийство на парашюте - это какая-то мучительная казнь! Правда, справедливое возмездие быстро настигло самурая-изувера - при столкновении с парашютистом его Ки-27 получил серьёзное повреждение крыла. Японский пилот в звании поручика совершил вынужденную посадку, поджёг самолёт, после чего застрелился при попытке захвата его в плен.
Кровожадные маньяки-самураи при случае не упускали возможности безжалостно добить своего противника, когда он уже на земле. Так, 7 августа старший сержант Дайсуке Канбара приземлился рядом с подбитым им советским истребителем и мечом убил лётчика!
Пожалуй с этими пилотами -садистами из страны Восходящего солнца и цветущей сакуры всё понятно.Теперь сразу перенесёмся к событиям Великой Отечественной войны.
.На Советско-Германском фронте с расстрелами лётчиков на парашютах сложилась довольно-таки драматичная и неоднозначная ситуация. С одной стороны, в истребительных подразделениях Люфтваффе был довольно-таки значительный сегмент пилотов, которые не желали и даже брезговали этим заниматься. С другой стороны, советские лётчики-истребители, которые растиражировали свою ненависть на нацистских вояк-преступников (я думаю не надо объяснять, почему) и в этот «тираж» попали естественно и «благородные ястребы Геринга».
Естественно, немецких лётчиков-истребителей всех повально «ангелочками» тоже назвать нельзя. Это наверное, только «Лаптёжники» штурмовали колонны беженцев, эшелоны «Красного креста», медсанбаты... Одним словом, тут уже бесполезно разбираться «кто первый начал», тем не менее, обе стороны оправдывали убийство пилотов спускающихся на парашюте, как месть за аналогичные действия противника.
В качестве примера я приведу эпизоды из боевой деятельности 54-й истребительной эскадры «Зелёное сердце». 11 августа 1941 года шестёрка истребителей И-16 под командованием лейтенанта В.Ф. Голубева была атакована сверху и сзади восьмёркой Ме-109. Одному «Худому» удалось поджечь самолёт младшего лейтенанта Собгайда, который выбросился на парашюте. После чего, два «Мессера» пытались расстрелять его в воздухе. Но Голубев (в будущем прославленный ас), отбивая атаки Ме-109, прикрывал Собгайду до его приземления. Кстати, Голубев ненамного продлил жизнь своему «новоявленному крестнику». Через 13 дней он погиб на очередном боевом задании.
Ответка от ВВС КБФ не заставила себя долго ждать. 7 сентября в воздушном бою над островом Сааремаа (Эзель) был расстрелян спускающийся на парашюте пилот из 1-го отряда запасной группы эскадры «Зелёное сердце» лейтенант Ганс-Леопольд Хенкемейер.
Теперь «вендетта» началась вовсю! Буквально на следующий день «Зелёные попы» расстреливают «парашютиста по неволе» - 22-летнего младшего лейтенанта Владимира Тенюгина.
Сейчас я не буду оригинален - ни какой интриги! Не проходит и трёх дней со смерти Тенюгина, а уже 11 сентября во время воздушного боя у Красного Села (Ленинград), лейтенанты И.А. Каберов и Г. Д. Костылев совместными атаками сбили один Ме-109. Вражеский пилот выпрыгнул на парашюте.Дальше, «красные соколы», тоже совместными атаками вспороли парашют незадачливому «эксперту». Этим «счастливчиком» оказался 32-летний унтер-офицер Карл Киршбаум. Правда, к «Зелёному сердцу» он отношения никакого не имел. Это уже 5-й отряд 52-й истребительной эскадры. Что поделаешь, этих сволочей из 52-й и (подумать только!) 54-й эскадры в Ленинград никто не приглашал. Ну не сортировать же их! - на кладбище рассортируют! Так, по крайней мере (или примерно так) рассуждали наши лётчики и имели на это полное право!
Сами понимаете, перечислять эпизоды этой кровавой вендетты с мёртвыми лётчиками-парашютистами, никакого формата статьи не хватит. Скажу лишь, что А.И. Покрышкин в своих мемуарах описывал, как он расстреливал немецких пилотов спускающихся на стропах. Просто констатировал факт, без какой-либо моральной оценки. Можно конечно упрекнуть «лучшего аса Союзных армий» в безнравственности (в кавычках, потому что слова Эйзенхауэра). Но наверняка у Александра Ивановича была своя точка зрения на этот вопрос. Мне кажется, что наоборот, безнравственно перед своим собственным народом, который и так обезумел от ужасов войны, оставлять в живых эту сволочь, которая пересядет на другой самолёт и ещё наделает больше бед и преступлений!
Во второй части мы ещё вернёмся к моральному аспекту данного вопроса и поинтересуемся, как с этим делом обстояло у англосаксов и я уверен - вы будете удивлены!
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить!
С уважением! Оболенский Сергей