Найти в Дзене
Психиатр Онлайн

Романтизация психических расстройств

«Раньше никаких депрессий не было, войну прошли, блокаду пережили» - с гордостью говорят старики. «Мы со своими депрессиями справлялись без таблеток» - говорят родители нынешних подростков и утверждают, что рост психических расстройств среди молодежи вызван излишней шумихой, хайпом, попыткой блогеров заработать на своих проблемах со здоровьем, подают, так сказать, дурной пример.

Романтизация психических расстройств
Романтизация психических расстройств

Что на этот счет думают психиатры? Психические расстройства были всегда. Определенная их часть даже существенно сократилась, допустим, нейросифилис, все же, редкость сегодня, многие другие нейроинфекции выявляются раньше, лечатся лучше, исходы благоприятнее. Меньше вредных производств, в целом меньше органических поражений ЦНС и связанных с ними психических нарушений. Тяжелая наркомания 90х-начала 2000х с токсическим поражением ЦНС тоже пошла на убыль, по крайней мере в крупных городах. Процент расстройств шизофренического спектра и эндогенных аффективных расстройств должен быть примерно одинаков во все времена, но есть разница в между тем, сколько болеют, сколько попадают в официальную статистику и о скольких знает население.

«Раньше депрессий не было – потому что я ни о каких депрессиях не слышала, в газетах о них не писали и на комсомольских собраниях не обсуждали. Матвей повесился из-за отца-врага народа, а Димка из-за несчастной любви, а Любаша утопилась, когда ее жених беременную бросил, козел конечно, его из комсомола исключили за это, но депрессий – нет! Не было. Бухали, бывало, спивались совсем, хорошие ребята, но депрессий в СССР как и секса не было никогда. Совсем».

Люди не знали что: 1) те симптомы, которые перечислены в диагностических критериях депрессии – это не нормально, потому что жизнь у многих была насыщена поводами для переживания горя, всем плохо, терпи 2) астению, апатию, соматоформные симптомы депрессии принимали либо за усталость, либо за симптомы соматического заболевания и только по мере уменьшения количества людей, занятых тяжелым физическим трудом и улучшением качества диагностики эти случаи стали попадать в статистику депрессий. А раньше если днями шпалы клала, а потом слегла, то не про депрессию думали, а сколько там их нераспознанных было 3) Делиться душевной тоской, которая мучает без видимой причины в России было не то что не принято – категорически опасно, то ли за успехи коммунистической партии не радуешься, то ли вообще риск попасть в психиатрическую больницу, которых боялись хуже, чем тюрьмы с некоторых пор. 4) Выпей с горя, где же кружка, сердцу станет веселей – сколько людей с аффективными нарушениями спивалось, и не сосчитать.

Еще один фактор – коллективная идеология. Правда, она выкашивает тех, кто имеет свои индивидуальные убеждение, цели и смыслы и неслучайно через несколько десятилетий комсомола, колхозов, армии и пионерских лагерей инакомыслящим начали ставить диагноз вялотекущей шизофрении. Отдать должное психиатрам того периода, что далеко не все они согласились с концепцией Снежневского А.В., но были и те, кто совершенно искренне считал нарушением мышления любую критику правящей линии. Недавно не приеме была одна дама в возрасте с дочерью, страдающей тревожным расстройством. И мать говорит, что в юности тоже была мучительно застенчива, но выбора особо не было, сказано явиться всем на танцевальный вечер – невозможно не явиться, хоть в углу постоять, но пришлось ходить, отмечали по спискам. В один из вечеров в этом же углу маялся паническими атаками будущий муж…Так ячейка общества будущих физиков и образовалась.

Кроме того, коллективная идеология давала смыслы и избавляла от отчаяния: вот построим коммунизм и заживем. Так и на личном уровне – вот получим квартиру по 20-летней очереди и счастье будет. Потом часто случался запой на радостях и ОНМК, но это, конечно же, случайность, а не утрата единственного смысла жизни, когда цель достигнута. Вплоть до странного – вот выйду на пенсию и заживу…

После распада СССР перестали рассказывать, чего надо всем ждать, и тут наступила растерянность. Кто в церковь ринулся, кто к экстрасенсам, кто сразу к наркодилерам побежал за просветлением. Сейчас уже телевизор спохватился и отвоевал позиции у барыг, но часть юной паствы оказалась упущенной. Которая задается вопросами – зачем я живу? Как мне жить в этом большом мире? И если у молодого человека есть достаточно высокий интеллект, высокий образовательный уровень и к этому прилагается комплект биологических предпосылок в виде особенностей типа высшей нервной деятельности и психотравматичной социальной ситуации, в которой он находится, то у него может возникнуть расстройство тревожного спектра, депрессия, ОКР и др. психические расстройства.

Поколение Z умеет искать информацию, умеет коммуницировать в сети, находить людей со сходными проблемами, создавать сообщества, заявлять о своих проблемах. И создается впечатление, что раньше людей с ментальными расстройствами не было, а теперь стало очень много. Нет. Просто современные молодые люди знают, как называется то, что с ними происходит, не делают из этого тайну, не боятся обращаться за помощью, а некоторые даже занимаются психоактивизмом – пишут о ментальных расстройствах, снимают видео о них, помогают решиться обратиться за помощью тем, кто в ней нуждается, но пока что боится, находясь во власти страхов о «карательной психиатрии» родом из СССР. Поэтому они заметнее, чем те робкие комсомольцы, дрожащие в уголке на вечеринке, или тихо повесившийся сын врага народа, который просто так, от праведного стыда, а депрессии никакой у него не было.