Найти тему

Редкие и необычные жанры и направления литературы

XX век – время ярких экспериментов в литературе: от авангардной поэзии дадаистов до графических стихов в виде, например, кошки или известного здания, от «Улисса» Джойса, рассказывающего на сотнях страниц об одном дне главного героя, до «Пустоты» Перека, где во всём тексте ни разу не употребляется определённая буква. Современные авторы идут ещё дальше, то вдохновляясь спам-рассылками, а-то и предлагая самому читателю стать персонажем книги.

Причудливая поэзия

«Фигурные стихи» – изображения, составленные из слов, были известны ещё в Древней Греции, но особую популярность и широкое распространение жанр «каллиграммы» получил после 1918 года, когда французский поэт Гийом Аполлинер представил публике свои стихотворения-рисунки. Среди них были фигуры людей и животных, цветы в вазе и даже Эйфелева башня, а работ набралось на целый сборник. Визуальная организация стихов – сложная, но увлекательная игра, которая привлекает своей необычностью.

В XXI веке эксперименты со стихотворениями вылились в появление «фларф»-поэзии – поэзии поисковых запросов. Само слово переводится как «нечто неприятное», «что-то не то». Основоположник жанра – поэт Гарри Салливан, который придумал вбивать в поисковик Google самые разные слова и выражения, чтобы выбрать из выдаваемых компьютером результатов то, что показалось интересным, забавным, необычным, и таким образом создал целые тексты. Ими Салливан делился с друзьями, а те присылали ему свои произведения, созданные по тому же принципу. Сейчас в научных и творческих кругах ведутся дискуссии об этом жанре. Правда, чтобы составить своё мнение о фларф-поэзии, понадобится знание английского. На русском языке подобных стихов пока совсем немного.

Вряд ли найдётся человек, которому нравится, когда на его электронный почтовый ящик назойливо поступают предложения увеличить определённые части тела или приобрести по выгодной цене чудодейственные средства сомнительного происхождения. Есть те, кто решил посмеяться над нежелательными рассылками, посвятив им юмористические строки. Этот совсем юный жанр носит название «споэтри» или «спамоэзия».  

Нестандартная проза

Во Франции в 1960-х появилась литературная группа, исповедовавшая необычный принцип. Основоположники движения УЛИПО (от французского Ouvroir de Littérature Potentielle) математик Ле Лионне и писатель Р. Кено считали, что абсолютная свобода вредит творчеству. А значительные ограничения напротив способны разбудить музу и стать источником свежих идей. Входивший в объединение Жорж Перек сочинил свой самый знаменитый роман «Пустота», вообще не используя букву «e», самую распространенную гласную во французском. При переводе на русский В. Кислов создал текст без единой «о», назвав книгу «Исчезание». Также получили известность «Упражнения в стиле» Раймона Кено. Простой сюжет о случайной встрече автор изложил в 99 разных стилях, среди которых очерк, дневниковые заметки, рекламное объявление и даже хокку.

Если при знакомстве с книгой возникает странное ощущение, которое довольно точно можно передать как «чтение артхаусного кино», скорее всего это произведение в жанре бизарро-фикшн. Bizarro – в переводе с английского языка «экстравагантный, вычурный». Бизарро находится на стыке абсурда, сюрреализма и фантастики с узнаваемыми элементами литературы ужасов, постапокалипсиса, антиутопий. Книги этого направления не уходят от остросоциальных и неудобных тем. Среди авторов, работающих в жанре, можно назвать Джеффа Бёрка, Карлтона Меллика III.

Для тех, кому скучно быть лишь наблюдателем чужих приключений, безусловный интерес представляет эргодическая литература. Многим понравится идея романа-игры с нелинейно организованным текстом, что позволяет читателям самим выбрать, куда двигаться дальше. Известные представители направления – Милорад Павич, Марк Данилевский.