Магическое мышление – это вера в то, что собственные мысли, определенные действия (ритуалы) или события могут повлиять на внешний мир, обстоятельства и события.
Самая популярная примета гласит: чёрная кошка перебежала дорогу – значить быть беде. Но не факт. Однозначно, традиция загадывания желаний под бой курантов – это радостно и, в конце концов, просто весело, и мало кто придаёт этому значение вселенского масштаба. А вот постоянная жизнь по лунным циклам, карточным раскладам и вера в силу зуба акулы на шее выглядит порой не просто глуповато, но и довольно смешно.
ДЕТИ ВСЕМОГУЩИЕ
Зигмунд Фрейд утверждал, что магическое мышление было свойственно первобытному обществу, а также оно есть у всех без исключения детей от трёх до пяти лет. В книге «Тотем и табу» основатель психоанализа отмечает, что, как и ребёнок реализует свои мечты через игру, так и первобытные люди имитировали их с помощью всевозможных действий и ритуалов. Венгерский психолог Шандор Ференци называл это «возрастом детского всемогущества».
Особенностью примитивного мышления первобытного человека была именно вера в магию. Соответственно, магическое мышление – это убежденность в том, что влиять на действительность можно по средствам определенных символических действий. Наши предки верили, что всё, что не пожелаешь, может сбыться через специальные заклинания и обряды.
Многие антропологи уверяют, что мышление первобытных людей было устроено по-другому. Индивидуальность тогда не имела значения, а в некоторых случаях могла быть губительной. Племя жило как единый организм, головой которого был вождь, шаман или знахарь.
Психологи в прошлом веке выяснили, что в основе веры в духов лежит феном детского регрессивного магического мышления, от которого мы не можем избавиться. Первым магическим актом младенца является его крик. С помощью него он сохраняет чувство единства с матерью. С каждым днём он всё больше осознаёт всю "магию" этого действия: стоит заплакать, и мама тут же прижмёт к себе и накормит.
Этот этап «детского всемогущества» как раз и описал Ференци. Когда ребёнок кричит, то в ответ появляется грудь, которая удовлетворяет чувство голода. Это желание малыша всякий раз должно быть исполнено немедленно. Поэтому, когда мама перестаёт кормить по ночам, ребёнок начинает воображать грудь в своём сознании и засыпает, удовлетворившись символически.
ЖЕСТЫ, АРОМАТЫ И ПРЕДМЕТЫ
Другая особенность магического мышления – это создание магического объекта, который может исполнить конкретное желание создателя. Бессознательно это используют люди творчества. К примеру, когда зритель рассматривает картину, он как бы выходит в резонанс с её автором и тоже испытывает не только те же эмоции, но и определённое насыщение. Автопортрет Рембрандта с Саскией на коленях спустя четыре столетия транслирует нам их молодость и полноту сил.
Некоторые авторы курсов с эзотерическим уклоном, например, предлагают нарисовать какое-то изображение, слепить куклу или животное, которые помогут достичь желанного.
Теперь о магических жестах, которые должны воплотить долгожданное событие. Так, австралийские и африканские племена для вызывания дождя используют ритуальное мочеиспускание. Таким образом они как бы дают понять природе, что от неё хотят. А вот заклинания на плодородие строились на фаллических жестах и даже на коллективных оргиях.
В наши дни «магические» жесты, конечно, стали более цивилизованными. Но вера в них, кажется, так и осталась первобытной. Например, во многих тренингах желаний слушателям предлагают написать список по определенным правилам и что-то там потом с ним сделать (сжечь, надёжно спрятать, отправить по почте, смыть в унитазе и т.д.) Или же, существует примета, что, если показать зарождающемуся месяцу кошелёк, то можно избавиться от финансовых проблем. Рецепты от всех бед найти не проблема: от красных трусов на люстре до прыжков с унитаза в новую реальность.
В итоге происходит, так называемая, "ошибка подтверждения". Когда человек объясняет все события, произошедшие в его жизни, результатом совершенных магических актов.
Еще один этап – это, так называемое, предметное магическое мышление. Ношение амулетов, расположение каких-то вещей в определенных частях дома, использование ароматов, обладание каким-то трофеем.
Все эти предметы являются чем-то вроде заклинателей человеческой мысли, аналогом каких-то глубинных переживаний и эмоций.
Эту слабость людей к магическому мышлению умело используют создатели рекламы. Мужчина считает, что только конкретная марка часов сделает его по-настоящему влиятельным и богатым. Семья уверена, что мебель только из определённого магазина принесёт мир и благополучие в дом. Женщина полагает, что платье только этой марки может наделить её превосходством над другими коллегами в офисе.
Кажется, больше всех в этом преуспели парфюмерные бренды. Следуя за рекламой аромата, вы покупаете на просто ритуальный предмет. Но надеетесь, что он исполнит ваше тайное желание – обрести полную власть над вашим партнёром. Это как настоящее приворотное зелье.
Аналитик Карл Густав Юнг магическое мышление и ряд неподдающихся логическому объяснению явлений называл третьим видом реальности. Но, в целом, психолог был уверен, что единственная магия, возможная на нашей планете, — это магия любви. Хотя и она порой упирается в предел отчаяния.
Подписывайтесь на мой канал, если ищете ответы на глубинные вопросы и хотите понять, как вы оказались в нынешней ситуации.