Фото Митя Гусев.
К Востоку от Байкала, две крупнейшие стальных магистрали страны - Транссиб и БАМ - объединены тремя железнодорожными перемычками. Это "Малый БАМ" (Сковордино-Бамовская-Тында), Известковая-Новый Ургал и Хабаровск-Волочаевка-Комсомольск.
Все они строились с середины 30тых годов прошлого века и имеют насыщенную и трагическую историю. Но сегодня мы остановимся на одной, которая произвела на нашу группу, пожалуй, самое сильное впечатление.
Четырехсоткилометровая стальная ветка Известковая-Новый Ургал-Чегдомын, без сомненья - один из самых впечатляющих российских маршрутов. Она ответвляется от Транссиба к БАМу в Еврейской Автономной области и проходит через два монолитных хребта, которые, при строительстве, пришлось буквально пробивать ручными инструментами и взрывчаткой. Её строили два крупных управления лагерей, Бурлаг и Ургаллаг, и даже по гулаговским меркам, работать здесь было невероятно тяжело.
Решение о её строительстве приняли на самом высоком уровне, в 1937 году, в рамках поддержки восточной очереди довоенного БАМа. За три с половиной года дорога была отсыпана, в самом начале сороковых здесь прошел первый поезд. Но резкие повороты судьбы стальной трассы, построенной через дикую горную тайгу и мари, только начинались. Грянула война. И когда стране понадобилась новая железнодорожная магистраль, от Свияжска до Сталинграда, часть рельсов с дороги пришлось везти через всю страну, к Волге.
Но и это ещё не всё. После окончания Сталинградской битвы, когда движение было возобновлено, уже готовые путевые звенья вновь перекинули - теперь на восток. На стройку за №500, Комсомольск -Ванино.
Стройку словно преследовали разные несчастья, от нежданных-негаданных осыпей, до ошибок в инженерных решениях, в результате которых страдали люди. Попасть сюда, в послевоенный период строительства, считалось дурной приметой.
Дорога знавала на своем веку гибель строителей-зэков и послевоенные "сучьи войны", когда уголовники-фронтовики, работавшие на стройке, насмерть бились с ворами-"законниками". Лишь в самом начале пятидесятых стальную ветку удалось ввести в эксплуатацию. Но вскоре, первое строительство БАМа было заморожено, и дорога долго вела тихую жизнь, занимаясь, в основном, лесоперевозками.
"Проклятье" ветки "Известковая-Ургал" прекратилось лишь с началом комсомольско-молодежного периода БАМа. Она стала одним из основных путей, снабжавших Восточный участок стройки, в середине 70тых. Но и после, её пришлось удлинять, чтобы обойти зону затопления Буреинского водохранилища.
Как и у любой стальной трассы,, с трагическим прошлым, у ветки Известковая-Ургал есть родовая черта всех таких дорог. Она невероятно красива.
За бесконечными марями следуют крупные речные русла. Лесную равнину меняют бурые и черные скалы. Иногда поезд заходит в каменную теснину, и отвесные склоны примыкают почти вплотную к дороге. На реке Кульдур, в окрестностях которой бьют целебные источники, железнодорожный путь ...
....закладывает невероятную петлю. Но пассажиры этого почти не замечают. Тем более, таких петель по пути несколько. Эта дорога - как будто бы БАМ в миниатюре. Все классические виды большой дороги скомканы здесь в короткое, удивительное зрелище, от которого невозможно оторваться.
Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, если наш рассказ показался вам интересным. Мы постоянно обновляемся. Спасибо!