– Разрешите поинтересоваться, вы сейчас в мире своих фантазий, галлюцинаций или стараетесь воплотить идею существования в реальности?
– Да погодите, дайте сон досмотреть!
В классическом труде «Принципы психологии» (1890 г.) У. Джеймса есть прекрасная глава о множественности реальностей. Краткое содержание этого фрагмента можно выразить следующим тезисом: мы не можем судить о действиях человека до того, как поймем, в каком мире это действие совершено. И это далеко не скай-фай, фантастика или шизофренический бред расщепленного сознания. Отнюдь. Справедливее было бы придать этому изысканию статус логического продолжения идей конструктивизма, который, несмотря на манифестацию только в 20 веке, сопровождал поток философских интерпретаций мира на протяжении всей истории «любви к мудрости».
Речь идет о следующем. Человек при совершении поведенческого акта может пребывать в разном состоянии сознания, которое условно находится на отрезке между двумя полюсами: далекое от реальности, максимально субъективное, и близкое реальности, максимально объективное. Надо сказать, что даже максимально близкое реальности состояние не имеет к реальности абсолютно никакого отношения, так как реальность каждого индивида сфабрикована его собственными персональными биосоциальными структурами, следовательно, она априори галлюцинаторна. Однако интереснее то, что даже это до безобразия кривое, запачканное и треснувшее зеркало с индивидуальными фильтрами в виде органов чувств и 80 миллиардов нейронов крайне непостоянно. В связи с этим возникает вопрос: если мы говорим об измененном состоянии сознания, то по сравнению с чем оно изменено? Какое состояние является базовым, инвариантным? Может быть, сознание в один момент никогда не равно сознанию в другой момент? Понятно, что максимально сконцентрированный на объекте человек не равен человеку, который невольно задумался, фантазирует, мечтает, который не очень крепко спал или просто утомлен, грустен или наоборот, маниакально возбужден или охвачен некой идеей, обеспокоен или обрел сиюминутную гармонию. Каждое из этих состояний сознания формирует иную реальность для человека и отражается на его действиях и поведении. То есть мы как будто имеем дело с разными людьми в одной физической оболочке. И это действительно так. Поведение сонного человека отлично от поведения человека после чашки крепкого кофе. И даже формально одно состояние в разные промежутки времени, например, воодушевление – это не одно и то же воодушевление. Следовательно, поймать это блуждающее пятно, как верно заметил И. П. Павлов, невозможно. Потому что оно блуждает. Потому что оно имеет неограниченное множество пристанищ и никогда не возвращается на прежнее место.