Найти в Дзене
Artfragment

Как мексиканское искусство стало «альтернативным модернизмом»

Оглавление

В Музее Уитни в Нью-Йорке проходит выставка «Vida Americana. Мексиканские монументалисты переделывают Америку. 1925-1945». Слово «переделывают» в названии не случайно. Мексиканцы действительно оказали влияние на своих американских коллег. Рассказываем, чему они научили Поллока и из-за чего спорили с самими Рокфеллерами.

— Начало XX века в мексиканском искусстве — время мурализма.

Толчок к его развитию во многом дала революция 1910-1917 годов. Художники не остались в стороне от общественных и политических событий. Они же провозгласили новые идеи — искусство должно быть массовым, национальным, обращаться к народу, поднимать его на революционную борьбу и возрождать древнюю культуру страны. «Холстом» стали стены общественных зданий, которые художники украшали фресками.

Диего Ривера, «Фестиваль цветов: праздник в Санта Аните», 1931.
Диего Ривера, «Фестиваль цветов: праздник в Санта Аните», 1931.

— В 1920-х о мурализме — демократичном искусстве, объединившем живопись и скульптуру, — стала писать пресса.

Его называли «альтернативным модернизмом», который на равных вошел в мировой художественный процесс. Популярность мексиканских художников распространилась за границы страны. Они стали получать заказы из США — как от государственных учреждений, так и от частных лиц. А американские художники отправились в Мексику, чтобы увидеть образцы местного монументального искусства воочию. «Многие годы считалось, что французы оказали решающее воздействие на изобразительное искусство США в первой трети XX века. Но внимательное изучение взаимовлияния с нашим южным соседом существенно меняет устоявшиеся представления. Мы теперь отказываемся от маргинализации мексиканского искусства», — отметила куратор выставки в Музее Уитни Барбара Хаскелл.

Фрида Кало, «Автопортрет на границе Мексики и США», 1932.
Фрида Кало, «Автопортрет на границе Мексики и США», 1932.

— Говорить, что мексиканское искусство первой половины XX века было маргинальным, точно не стоит.

А вот политизированным — да. Многие художники придерживались марксистских идей. Так, «Музей Уитни не покупал работы муралистов-мексиканцев из-за их леворадикальной идеологической направленности», — отмечали организаторы выставки. В экспозиции представлены два эскиза Диего Риверы к фреске «Человек на распутье». Она должна была украсить вестибюль Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке. Но после того, как Ривера отказался удалить в фрески изображение Ленина по требованию заказчика (Нельсон Рокфеллер предлагал заменить его обобщенным образом рабочего лидера), она была смыта. «Все художники — пропагандисты, в противном случае они — не художники», — говорил Ривера. Рокфеллер заплатил художнику часть гонорара — $14 тыс. А New York Times назвала муралиста «огненным крестоносцем кисти».

Диего Ривера, фрагмент фрески «Человек, управляющий Вселенной. Человек в машине времени. Человек на перепутье».
Диего Ривера, фрагмент фрески «Человек, управляющий Вселенной. Человек в машине времени. Человек на перепутье».

— Несмотря на этот эпизод, и сам Ривера, и другие мексиканские художники были популярны в США.

В 1930 году в музее Метрополитен состоялась выставка «Мексиканские искусства». А с декабря 1931 по январь 1932-го в МоМА прошла персональная экспозиция Риверы — вторая в истории культурной институции одного автора. Первым был Матисс. Все это не могло не влиять на американских художников. На выставке в Уитни представлен «Пейзаж с быком» Джексона Поллока. Он был учеником Альфаро Сикейроса. В 1936 году Поллок посещал экспериментальную мастерскую мексиканца в Нью-Йорке, где в числе прочего осваивал новаторскую методику разбрызгивания краски.

Джексон Поллок, «Пейзаж с быком», 1937.
Джексон Поллок, «Пейзаж с быком», 1937.

— Альфаро Сикейрос — один из членов мексиканской «большой тройки» (в нее также входили Диего Ривера и Хосе Клементе Ороско) — тоже получал заказы в США.

И, как и в случае с Риверой, одна из его работ была уничтожена. Речь о фреске «Тропическая Америка», заказанной одним из арт-центров Лос-Анджелеса. Сикейрос изобразил распятого мексиканского индейца, над которым завис американский орел с кровожадным острым клювом. Это напугало заказчиков, которые попросили смыть работу.

Альфаро Сикейрос, «Наш нынешний образ», 1947.
Альфаро Сикейрос, «Наш нынешний образ», 1947.

— Еще два художника, творчество которых сопоставляют кураторы выставки, — мексиканец Диего Ривера и американец Томас Бентон.

Они сходились в своем отношении к творчеству как к созданию социального, идейно ангажированного документа. Сегодня Бентона называют одним из главных представителей американского мурализма. А в 1930-е его работы вызывали споры. Так, к выставке «Век прогресса» в Чикаго в 1933 году ему было поручено создать настенные росписи, которые представляли бы Индиану. Художник изобразил не только обычных или известных людей штата, но и представителей Ку-клукс-клана. Правда, спустя год Бентон попал на обложку журнала Time, а в опубликованной в номере статье его наравне с Грантом Вудом называли новым героем американского искусства.

Томас Бентон, «Твист», 1960.
Томас Бентон, «Твист», 1960.

— В Музее Уитни представлено около двухсот работ шестидесяти американских и мексиканских художников.

Главной целью кураторов было ответить на вопрос, как южные соседи перевернули искусство северных коллег. «Выставка выявляет поистине сейсмический эффект мексиканского искусства, сравнимый с влиянием на американское искусство европейского модернизма и Парижской школы», — подытожила результат работы куратор Барбара Хаскелл.

Мария Искьердо, «Мои племянницы», 1940.
Мария Искьердо, «Мои племянницы», 1940.

Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в Читай-городе или Лабиринте.