Найти в Дзене
ART-кафе

Художники-передвижники. Как появились, чем занимались и почему их так называли?

Оглавление


  Товарищество передвижных художественных выставок (1870-1923) — крупнейшее  творческое объединение художников-реалистов.
Товарищество передвижных художественных выставок (1870-1923) — крупнейшее творческое объединение художников-реалистов.


Члены Товарищества стремились к широкой популяризации своего искусства, которое они справедливо считали активной силой в борьбе за социальный прогресс, за счастье народа. С этой целью в Петербурге и Москве устраивались выставки, перемещавшиеся затем по многим крупным городам России.
-2


Произведения передвижников составляют славу культуры нашей страны. С момента организации Товарищества и до наших дней искусство передвижников близко и дорого всем нам. Непрестанно растёт интерес к их творчеству.


Возникновение Товарищества передвижных художественных выставок было подготовлено всем предшествующим ходом общественного и культурного развития России и явилось выражением протеста передовых деятелей русского искусства против самодержавных порядков и условий художественной жизни.

Архипов Абрам Ефимович. Радоница (Перед обедней). 1892
Архипов Абрам Ефимович. Радоница (Перед обедней). 1892

Архипов Абрам Ефимович.


Художник родился в Рязанской губернии в семье крестьянина. С 1877 по 1883 и в 1886-1887 годах учился в московском Училище живописи, ваяния и зодчества у В. Г. Перова, В. Д. Поленова, В. Е. Маковского, в 1884-1885 годах — в Академии художеств.

С 1889 года участвовал в передвижных выставках, в 1891 году стал членом Товарищества. Жанрист, пейзажист, портретист, Архипов вошёл в историю русского искусства как художник, посвятивший своё творчество русской деревне, жизни городской бедноты.

Архипов Абрам Ефимович. Прачки. 1901
Архипов Абрам Ефимович. Прачки. 1901
Женщины на картине — прачки. Художник Абрам Архипов увидел их однажды, гуляя по Москве и ища сюжеты для новых произведений. Мастер случайно забрёл в полуподвальную каморку возле Смоленского рынка. Работавшие там женщины рано потеряли свою красоту из-за непосильного труда и ужасных бытовых условий. Увиденное настолько поразило живописца, что он решил перенести это на полотно.

Цитата взята с канала "Картины с историей".

Известны его произведения «На волге» (1889), «По реке Оке» (1890), «Поденщицы на чугунолитейном заводе» (1895), «Обратный» (1896), «Прачки» (1901), «Гости» (1914), «Портрет М. И. Калинина» (1927), «Девушка с кувшином» (1927).

Архипов Абрам Ефимович. Прачки.
Архипов Абрам Ефимович. Прачки.

Картина «Прачки» - одно из самых значительных остросоциальных жанровых полотен русской живописи конца ⅩⅨ — начала ⅩⅩ века. С 1894 по 1918 год А. Е. Архипов преподавал в московском Училище живописи, ваяния и зодчества. С 1924 года он — член АХРР и постоянный участник выставок этого объединения. Одним из первых А. Е. Архипов был удостоен звания народного художника РСФСР.

Архипов Абрам Ефимович. Обратный. 1896
Архипов Абрам Ефимович. Обратный. 1896


Ко времени образования Товарищества в общественно-экономической жизни России произошёл перелом. С 1861 года страна стала развиваться по капиталистическому пути. Но это было результатом не революционного переворота, а результатом реформ.

Напуганное массовостью движения народа, самодержавие вынуждено было пойти на реформы, которые проводились с соблюдением интересов господствующего тогда класса.

 Бакшеев Василий Николаевич. Житейская проза. 1892-1893
Бакшеев Василий Николаевич. Житейская проза. 1892-1893

Осталось самодержавие; повсеместно сохранилось помещичье землевладение, лишавшее крестьян земли и элементарных прав человека, разорявшее мелких собственников, обрекавшее рабочих на каторжный труд.

Пережитки феодализма в буржуазном обществе явились особенностью капитализма в России, без учёта которых нельзя правильно охарактеризовать общественное движение, культуру, своеобразие русской литературы, искусства пореформенной эпохи.

Бакшеев Василий Николаевич. Летний вечер. 1935
Бакшеев Василий Николаевич. Летний вечер. 1935

В пореформенной России передовые силы общества, прогрессивно настроенная молодёжь вели непримиримую борьбу за ликвидацию пережитков крепостничества, за уничтожение самодержавия, помещичьего землевладения, власти дворян.


Бакшеев Василий Николаевич.


Бакшеев родился в Москве в семье мелкого чиновника. С 1877 по 1888 год учился в московском Училище живописи, ваяния и зодчества у В. Е. Маковского, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова. С 1891 года участвовал в передвижных выставках, в 1896 году стал членом Товарищества.

Бакшеев Василий Николаевич. Дорога в лесу. 1935
Бакшеев Василий Николаевич. Дорога в лесу. 1935

Значительное место в творчестве Бакшеева занимает бытовой жанр. Широко известна картина «Житейская проза» (1892-1893), в которой художник проявил себя как тонкий бытописатель-психолог.

Бакшеев-пейзажист создал ряд произведений, в которых воспевал красоту родной природы: «Вечер» (1902), «Золотой закат» (1908), «Перед грозой» (1909), «Луна взошла» (1912), «Осень. Прощальные лучи» (1915), «Дорога в лесу» (1935), «Летняя луна» (1957-1958).

 Бакшеев Василий Николаевич. В начале весны.
Бакшеев Василий Николаевич. В начале весны.

С 1984 по 1918 художник преподавал в московском Училище живописи, ваяния и зодчества, с 1933 по 1958 год — в различных художественных учебных заведениях Москвы. В. Н. Бакшеев — лауреат государственной премии СССР (1943), действительный член Академии художеств СССР (1947), народный художник СССР (1956) — награждён орденом Трудового Красного Знамени (1943) и двумя орденами Ленина (1953, 1958).

Пожалуйста, оцените эту статью и подпишитесь на канал или поделитесь ссылкой на него в социальных сетях, если считаете его интересным. Большое спасибо!