Вы когда-нибудь путешествовали поездом в Адлер? Если да, то прекрасно помните, как после горных пейзажей поезд выкатывается к Туапсе, а потом сворачивает налево и до самого Адлера идёт вдоль морского побережья. И сами, небось, залипали у окна: вот оно, море! И уже мысленно окунались в тёплую морскую воду, и сучили ножками от нетерпенья. Помните? Конечно, помните.
К чему я это вспомнил? Сейчас расскажу.
Новороссийск – конечная станция. И для пассажиров, и для грузов. Если для пассажиров путешествие заканчивается на железнодорожном вокзале, то грузы идут дальше, прямо на причалы морского порта. Но это сегодня. А когда-то было всё немножко по-другому.
Дело в том, что построенная в конце ХIХ века железная дорога не заканчивалась морским портом. Железнодорожники решили не останавливаться на достигнутом и проложили железную дорогу вдоль всей западной стороны бухты. Да-да, знаменитая новороссийская набережная, где так любят прогуливаться жители и гости города, когда-то была железной дорогой. И заканчивалась она уже на Малой земле, а точнее, на Суджукской косе.
Точно неизвестно, когда дорогу разобрали. Скорее всего, сразу же в первые же годы после войны, потому что на архивных фотографиях конца 40-х годов железной дороги уже нет. Скорее всего, в послевоенный генеральный план развития города эта дорога уже не вписывалась.
А ведь могло быть всё совсем по-другому. Были же предвоенные планы объединить железнодорожный и морской вокзалы как раз в районе нынешней площади перед морвокзалом в единый кластер. А там бы, глядишь, ещё и автовокзал подтянули бы для полного удобства.
И если пофантазировать на тему: «А что было бы тогда с городом?», то выходит, что развитие западной части города не имело бы ничего общего с сегодняшним днём. А было бы развитие по варианту сочинского побережья. На Малой земле построили бы конечную станцию, вдоль побережья были бы сплошные пляжи с волноломами, а по другую сторону железной дороги – санатории и пансионаты. И также радостно прилипали бы к окнам поезда пассажиры при виде моря в предвкушении близкого отдыха. И был бы Новороссийск уже тогда не только промышленным, но и курортным городом.
А, может, и были такие планы. Но решили, что для фронтового города это слишком несерьёзно. Но и без железной дороги нынешняя набережная выглядит замечательно и кажется, что ничего другого здесь никогда и не было.
Сами как думаете, нужна была бы нынешнему Новороссийску эта железная дорога? А в самом городе была ещё одна железка – трамвай. Но это уже совсем другая история.