В последнее время успешные бизнесмены в самых разных сегментах рынка путем стратегического моделирования сделали важные выводы, существенно обойдя своих конкурентов. Например, они поняли, что любые товары имеют ограниченный срок жизни, даже лучшие из лучших довольно быстро устаревают. Следует делать упор не на товары, а на процессы. Именно развитие процессов приносит компаниям долгосрочный успех. Заниматься нужно качеством самого бизнеса – в том числе способного переориентироваться под совершенно другие производства, взрастить на своей платформе новые бизнесы.
Один крупный бизнесмен сказал: «Когда скорость перемен вне компании превышает скорость перемен внутри, конец близок».
Валютой будущего считают идеи. Передовые компании стремятся создавать «резервуары идей», используя для этого новые инструменты: фасилитацию и игровые тренинги.
Успешные компании также поняли важность инноваций. Не зря говорят: управленец получает информацию из прошлого, сигналы из настоящего и намеки из будущего.
Инновации необходимы для скорости – сбора и обработки информации, корректировки курса, обучения. Медлительность в наше время часто стоит дороже, чем ошибки производства.
Еще один важный вывод последних десятилетий – движение от конкуренции к партнерству. Все больше компаний понимают, что сила в партнерстве, в поиске взаимовыгодных взаимосвязей, а не в перетягивании одеяла на себя. Опросы клиентов и совместный поиск повышения эффективности приводит к новым решениям и бизнес-моделям, которые исходят из понимания, что все – клиенты, конкуренты, партнеры – «связаны одной цепью».
Передовые и перспективные практики управления
Если выделить области управления компанией, которые оказывают ключевое воздействие на эффективность организации, то ими окажутся:
- Организация работы.
- Управление персоналом.
- Управление информацией.
- Взаимодействие с внешней средой.
Существует огромное разнообразие инструментов решения задач в каждой из перечисленных областей. В рамках одного из исследований аналитического центра «Делойт» были отобраны лучшие практики и составлен их рейтинг по критериям:
- Инновационность.
- Простота внедрения.
- Масштабируемость.
Лучшими практиками в каждой области оказались:
- Организация работы:
- Внедрение Agile инструментов (гибкий подход к производству).
- Использование инструментов визуализации.
- Концепция «Stage gate» планирования (контрольные точки).
- Использование «Хакатонов» (проектный подход).
- Креативные команды и пространства для творчества (коворкинги, зоны для хобби и пр.).
- Привлечение внешних специалистов к генерации инициатив (опросы, учет трендов, изменение потребностей).
- Геймификация стратегического планирования.
- Развитие предпринимательской среды для внедрения инноваций.
- Управление персоналом:
- Персонифицированная мотивация (индивидуальное планирование мотивационного пакета и пр.).
- Повышенное вознаграждение для самых ценных сотрудников (расширение зарплатной вилки и пр.).
- Подбор сотрудников с «Т-компетенциями» (эксперты в узкой области).
- Упор на когнитивные навыки (память, концентрация внимания, творческие способности и пр.).
- Big Data и предиктивная HR-аналитика (анализ «цифрового следа», работа с типовыми сценариями и пр.).
- Геймификация HR-функций (игровые тренинги, симуляции, фасилитации и пр.).
- Денежная компенсация за увольнение при низкой мотивации.
- Межфункциональная ротация персонала (временная работа в другом отделе).
- Эксперименты с передовыми управленческими инструментами и практиками.
- Система «талантливых неудач» (поощрение инициативы и идей).
- Система качественной оценки деятельности сотрудников (на основе многосторонней обратной связи).
- Работа по урегулированию конфликтных ситуаций (мероприятия, упражнения, приглашение психологов и тренеров и пр.).
- Управление информацией:
- Инфономика (новая концепция эффективной работы с информацией).
- Community of practice (профессиональные сообщества).
- Облачные технологии для хранения данных.
- Использование баз знаний (Confluence платформы и пр.).
- Использование мобильных каналов коммуникации (WhatsApp, Viber, Telegram и пр.).
- Взаимодействие с внешней средой:
- Инновационные технологии анализа внешней среды (использование Big Data аналитики и пр.).
- Поддержка социальных проектов и бизнес-сообществ.
- Информационная открытость (сайт, СМИ, соцсети).
- Использование подхода Pro bono.
- Создание рабочих мест и условий для привлечения инвестиций.
Игровые инструменты при стратегическом планировании
«План – ничто, планирование – все». Под таким девизом компании сегодня занимаются разработкой стратегий, поиском решений проблем, осознавая ценность процесса планирования. Найти нестандартные решения возможно только при использовании игровых инструментов. Процесс такого планирования называется фасилитационной сессией или фасилитацией. Самые распространенные трендовые подходы фасилитационной сессии – Lego Serious Play и Wargaming.
Lego Serious Play многих удивляет. Зачем руководители играют в кубики Lego? Так они моделируют бизнес. Lego Serious Play – это фасилитационная сессия, которая использует кубики лего в качестве метафорического инструмента проектирования. С помощью кубиков создают условные модели, ищут слабые места и оптимальные варианты решения проблем, запуска новых процессов и пр.
Wargaming – создание стратегических сценариев с использованием игрового интерфейса. Таким образом создаются симуляции рыночной среды, проверяются сценарии и эффективность бизнес-решений, формируется бизнес-стратегия. Симуляция позволяет создать поведение конкурентов, изменение предпочтений клиентов и пр.